Лауреат премии правительства Российской Федерации
Имени Фёдора Волкова за вклад в развитие театрального искуства
Конкурс артистов в оркестре театра:
12
мая 2020
Театр в Энциклопедии. Иван Егоров.
Егоров Иван Ильич (род. 22.02.1949) – дирижер, композитор, заслуженный артист МАССР (1988), заслуженный деятель искусств России (1998), лауреат Государственной премии РМЭ (2005).
Родился в деревне Пезмучаш Волжского района. Любовь к музыке привела И. Егорова в музыкальное училище. В 1962 г. он был зачислен на подготовительное отделение в класс баяна. Через год его перевели в класс виолончели преподавателя П. А. Манакова. Затем учился у преподавателя Л. Д. Дворниковой. После окончания учебы в 1968 г. был зачислен артистом оркестра в театр, но решил учиться дальше и поступил в Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных в класс известного виолончелиста – профессора А. П. Стогорского. Последний курс учебы И. Егоров совмещал с преподавательской работой в Йошкар-Олинском музыкальном училище им. И. С .Палантая, а затем стал концертмейстером группы виолончелей в театральном оркестре.
С 1980 г. началась новая страница его биографии, связанная с работой в качестве дирижера. Большую помощь в этой новой для него деятельности оказал главный дирижер театра В. Н. Венедиктов. Сначала он доверил ему детские спектакли. Первой же самостоятельной большой работой стала премьера марийского мюзикла В. Алексеева «Гончар в медвежьей шкуре» («Марийский сувенир») в марте 1984 г. Позже он стал чаще дирижировать опереттами, как классическими зарубежными – «Королева чардаша», «Баядера», «Фиалка Монмартра», «Сильва», «Марица» И. Кальмана, «Фраскита» и «Веселая вдова» Ф. Легара, «Летучая мышь» И. Штрауса, так и отечественными – «В поисках невест» Г. Мовсесяна, «Севастопольский вальс» К. Листова, «Девичий переполох» Ю. Милютина, «Женихи» И. Дунаевского. Затем приступил к классическому оперному и балетному репертуару: балеты «Тщетная предосторожность» П. Гертеля, «Жизель» А. Адана, «Баядерка» Л. Минкуса, «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» П. Чайковского; «Сон в летнюю ночь» Ф. Мендельсона, «Лесная легенда» А. Луппова ,«Спартак – триумф Рима» А. Хачатуряна, «Эсмеральда» Ц. Пуни; оперы «Иоланта» П. Чайковского, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Акпатыр» Э. Сапаева.
С 1992 г. начиналась его административная деятельность сначала в качестве художественного руководителя, а в период с 1999 по 2001 гг. – директора театра. Именно в это время театр получил новый статус – с ноября 1994 г. стал называться Марийским государственным театром оперы и балета им. Э. Сапаева.
С 2005 г. началась его творческая дружба с известным отечественным композитором А. Эшпаем, и под руководством И. Егорова прошли творческие вечера композитора, включающие в себя исполнение не только его произведений, но его отца – Я. Эшпая, а также других марийских композиторов.
Еще одна сторона богатой творческой личности И. Егорова – это композиция. Он пишет песни на народные тексты и стихи марийских поэтов, инструментальную музыку, музыку к спектаклям.
С 2007 по 2017 гг. работал директором Марийской государственной филармонии им. Я. Эшпая.
Родился в деревне Пезмучаш Волжского района. Любовь к музыке привела И. Егорова в музыкальное училище. В 1962 г. он был зачислен на подготовительное отделение в класс баяна. Через год его перевели в класс виолончели преподавателя П. А. Манакова. Затем учился у преподавателя Л. Д. Дворниковой. После окончания учебы в 1968 г. был зачислен артистом оркестра в театр, но решил учиться дальше и поступил в Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных в класс известного виолончелиста – профессора А. П. Стогорского. Последний курс учебы И. Егоров совмещал с преподавательской работой в Йошкар-Олинском музыкальном училище им. И. С .Палантая, а затем стал концертмейстером группы виолончелей в театральном оркестре.
С 1980 г. началась новая страница его биографии, связанная с работой в качестве дирижера. Большую помощь в этой новой для него деятельности оказал главный дирижер театра В. Н. Венедиктов. Сначала он доверил ему детские спектакли. Первой же самостоятельной большой работой стала премьера марийского мюзикла В. Алексеева «Гончар в медвежьей шкуре» («Марийский сувенир») в марте 1984 г. Позже он стал чаще дирижировать опереттами, как классическими зарубежными – «Королева чардаша», «Баядера», «Фиалка Монмартра», «Сильва», «Марица» И. Кальмана, «Фраскита» и «Веселая вдова» Ф. Легара, «Летучая мышь» И. Штрауса, так и отечественными – «В поисках невест» Г. Мовсесяна, «Севастопольский вальс» К. Листова, «Девичий переполох» Ю. Милютина, «Женихи» И. Дунаевского. Затем приступил к классическому оперному и балетному репертуару: балеты «Тщетная предосторожность» П. Гертеля, «Жизель» А. Адана, «Баядерка» Л. Минкуса, «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» П. Чайковского; «Сон в летнюю ночь» Ф. Мендельсона, «Лесная легенда» А. Луппова ,«Спартак – триумф Рима» А. Хачатуряна, «Эсмеральда» Ц. Пуни; оперы «Иоланта» П. Чайковского, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Акпатыр» Э. Сапаева.
С 1992 г. начиналась его административная деятельность сначала в качестве художественного руководителя, а в период с 1999 по 2001 гг. – директора театра. Именно в это время театр получил новый статус – с ноября 1994 г. стал называться Марийским государственным театром оперы и балета им. Э. Сапаева.
С 2005 г. началась его творческая дружба с известным отечественным композитором А. Эшпаем, и под руководством И. Егорова прошли творческие вечера композитора, включающие в себя исполнение не только его произведений, но его отца – Я. Эшпая, а также других марийских композиторов.
Еще одна сторона богатой творческой личности И. Егорова – это композиция. Он пишет песни на народные тексты и стихи марийских поэтов, инструментальную музыку, музыку к спектаклям.
С 2007 по 2017 гг. работал директором Марийской государственной филармонии им. Я. Эшпая.