«Евгений Онегин», опера П. Чайковского, давно и прочно вошедшая в репертуар всех музыкальных театров как шедевр, дает небывалое пространство для размышлений и творчества. Марийский государственный академический театр оперы и балета имени Эрика Сапаева открыл ее неожиданно и мощно (режиссер Надежда Репьева). Это была не просто опера о несбывшихся мечтах и желаниях, она вышла на уровень трагедии гибели чувств, человека, рода, цивилизации! Помещенная в развалины античной скульптуры и архитектуры (художник Владимир Королев), где головы древних кариатид стали скамейками и столами, опера зазвучала по-иному. И первый дуэт Лариной и няни о том, что чувства пройдут, а женщина привыкнет – это приговор всему живому и трепетному, которое застынет в камне жизни. И хор «Девицы, красавицы…» – уже не песня крестьянок, а предвестник бед и некое таинство – «Не ходи подсматривать игры наши девичьи». И Александр Сергеевич Пушкин, бродящий среди застывших персонажей – белых статуй (художник по костюмам Татьяна Изычева), пишущий свой роман в стихах, со стороны, как и зритель, видит это умирание. Ахроматичность оформления создает иллюзию давно ушедшего прошлого, но главные герои отличаются по цветовой гамме, хотя и она предельно сдержана – они пока еще живы, но так будет не всегда…
И партии созданы как-то неклассично. Они – четкий контраст с привычными постановками оперы и дополнительные смыслы! Татьяна (Эльвира Гурьева) не просто романтичная и влюбленная барышня, она изначально «нанизана» на жесткий жизненный стержень, который и становится ее трагедией (а не правила приличия), когда она отвергает любовь Онегина в финале. Онегин (Александр Шейпак) не просто холодный и презрительный молодой человек. В нем изначально горят страсти, которые он умеет контролировать жестким усилием воли до определенного момента. Ленский (Александр Столбов) – это не просто романтичный поэт, это человек, который четко видит реалии бытия, пытаясь облечь эту непривлекательную материальность в ореол высоких чувств. Ольга (Любовь Добрынина) – да, она резвушка-поскакушка, но она погружена в жизнь, она специально провоцирует Ленского, потому что ей важно ощутить свою власть над ним.
Оркестр (дирижер Григорий Архипов), хор (хормейстер Ольга Жилинская) – гармония и совершенство – контрапункт людской обыденности и глупости.
И гибель в масштабах планеты наблюдают медленно плывущие облака, падающий снег, равнодушные люстры на балу и гости-статуи.
Мы не ценим жизнь… Самые важные ее моменты, самые лучшие ее достижения, самые прекрасные чувства мы топчем и всю жизнь сожалеем…