Русский
Марийский государственный академический
ТЕАТР ОПЕРЫ и БАЛЕТА им. Эрика Сапаева
+7 (8362) 64-19-52
Телефон кассы
Апрель 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 27 28 29 30
Май 01 06 07 08 13 14 16 20 21 23 24 27 31
Июнь 02 03 04 06 07 10 11 17 18 22 24 25 28 30
Сентябрь 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 26 27 28 29 30
Любимец публики6+
Концерт образцового детского духового оркестра
Успех. Театр. Будущее6+
Концерт к 10-летию современного здания театра
в 2-х отделениях
Евгений Онегин16+
А. Пушкин
Сцены из романа в 2-х частях
Евгений Онегин16+
А. Пушкин
Сцены из романа в 2-х частях
Амадей16+
Сценическая версия Сергея Плотова
В 2-х действиях
Амадей16+
Сценическая версия Сергея Плотова
В 2-х действиях
Граф Люксембург12+
Ф. Легар
Оперетта в 2-х актах
Три Мушкетёра12+
В. Качесов
Мюзикл в 2-х актах
Три Мушкетёра12+
В. Качесов
Мюзикл в 2-х актах
Буратино0+
Г. Архипов
Мюзикл в 2-х актах
Буратино0+
Г. Архипов
Мюзикл в 2-х актах
Хрустальный дворец12+
А. Шор
Балет в 2-х актах
Хрустальный дворец12+
А. Шор
Балет в 2-х актах
Бременские музыканты6+
Г. Гладков
Мюзикл в 2-х актах
Бременские музыканты6+
Г. Гладков
Мюзикл в 2-х актах
Пасхальный концерт6+
в 1-м отделении
Веселая вдова12+
Ф. Легар
Оперетта в 2-х актах
Веселая вдова12+
Ф. Легар
Оперетта в 2-х актах
Здравствуйте, я ваша тетя!12+
О. Фельцман
Музыкальная комедия в 2-х актах
Евгений Онегин12+
П. Чайковский
Опера в 2-х актах
Юнона и Авось12+
А. Рыбников
РОК-ОПЕРА в 2-х актах
Юнона и Авось12+
А. Рыбников
РОК-ОПЕРА в 2-х актах
Ангелы и демоны12+
Вечер органной музыки в 1-м отделении
Лебединое озеро6+
П. Чайковский
Балет в 2-х актах
Хиты эпохи барокко12+
Вечер органной музыки в 1-м отделении
Война и мир12+
В. Овчинников
Балет в 2-х актах
Война и мир12+
В. Овчинников
Балет в 2-х актах
Концерт с участием солистов Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Марии Пахарь и Петра Соколова12+
Концерт в 1-м отделении
Всемарийский детский хор, Всемарийский детский симфонический оркестр0+
Концерт в 1-м отделении
Всемарийский детский хор, Всемарийский детский симфонический оркестр0+
Концерт в 1-м отделении
Акпатыр12+
Э. Сапаев
Эпическое действо на просторах туристского комплекса "Раздолье" Входные билеты
Следствие ведет Кот в сапогах3+
Е. Шашин
Музыкальный детектив в 2-х актах
Следствие ведет Кот в сапогах3+
Е. Шашин
Музыкальный детектив в 2-х актах
Майская ночь12+
Н. Римский-Корсаков
Опера в 2-х актах
Бахчисарайский фонтан12+
Б. Асафьев
Балет в 2-х актах
Лебединое озеро12+
П. Чайковский
Балет в 2-х актах
Ромео и Джульетта12+
С. Прокофьев
Балет в 2-х актах
ауреат премии правительства Российской Федерации
Конкурс артистов в оркестре театра
Театр в Энциклопедии. "Акпатыр".
08 апреля 2020
Театр в Энциклопедии. "Акпатыр".
«Акпатыр» – первая марийская опера, написана композитором Эриком Сапаевым в 1963 г. на основе исторической драмы Сергея Чавайна с одноименным названием. Либретто к опере создали, получая консультации в Москве и Казанской консерватории, марийские поэты Иван Осмин, Михаил Якимов, Геннадий Матюковский. Основным источником замыслов национальных композиторов и авторов являлись сокровища народной поэзии и прежде всего героический эпос – сказания о подвигах могучих богатырей, бесстрашных воинов и доблестных защитников родной земли. В главном герое Акпатыре видны черты марийских богатырей Чоткар-Патыра и Онара. Богатство и своеобразие содержания, стилистическая необычность драмы (в произведении сразу заложено много песен и танцев) уже сами по себе как бы определяли появление оперного произведения. В либретто по сравнению с драмой усилено легендарное начало. Эпическая широта композиции, обобщенность образов и поэтическая приподнятость речи, достигает наибольшей выразительности в героических массовых сценах с активным участием солистов и хора. Для героико-эпических сюжетов характерной чертой является романтическая трактовка: обрисовка героев крупным штрихом, подчеркнуто контрастное сопоставление персонажей: положительному герою (Акпатыру) противостоит злобный предатель (Ямай), светлому женскому образу (Эвике) – честолюбивая хищница (Марфа). Столь же типично тяготение к масштабности, зрелищности, обилие обрядовых, праздничных, батальных картин, господство живописно-повествовательного метода над психологическим раскрытием образов. Музыка Э. Сапаева народна в самой своей основе, хотя композитор сознательно избегает прямого цитирования фольклора. В опере прекрасные хоры – мелодичные, широкие, драматически выразительные. Именно в них органический сплав национальной музыки и русской классики.
Действие оперы происходит в дни народного движения под руководством Емельяна Пугачева. Марийский герой Акпатыр призывает народ присоединиться к восставшим и бороться против царской власти и угнетения местных богачей. В ходе сражения Акпатыр убит предателем, умирающий герой призывает отряды повстанцев к дальнейшей борьбе. Дочь Акпатыра Эвика и ее жених Эвай вместе с повстанцами продолжают дело Акпатыра.
Основная часть национальных опер родилась в 30-е, но искусственно, под давлением государства, идеологии. Часто были писаны одними и теми же композиторами, но выдавались за национальные. Марийский театр шел своим, пусть медленными, но творчески продуктивным путем.
5 апреля 1963 г. объединенными усилиями артистов драматического театра, вокальной студии при театре, Марийского государственного ансамбля песни и пляски, учащихся и преподавателей музыкального училища им. И. С. Палантая, а также некоторых участников коллективов художественной самодеятельности города состоялась долгожданная премьера первой марийской оперы «Акпатыр» Э. Сапаева.
Постановочная группа: режиссер Сергей Иванович Иванов, дирижер Гавриил Федорович Таныгину, балетмейстер Адгам Фазулжанович Нарыков, мастера народного танца Надежда Дружинина, Алексей Кашков, художник Валерия Яковлевна Скляр, дирижер-хормейстер Борис Аронович Резников, хормейстеры Николай Анатольевич Емельянов, Тамара Петровна Манакова. В главных партиях: Акпатыр – Борис Артемьев, Эвай – Виталий Долженко, Эвика – Тамара Лабутина, Сави – Александр Тертыченко, Марфа – Александра Матвеева.
Постановка первой марийской оперы стала поистине грандиозным событием МАССР.
С открытием в 1968 г. музыкального театра, история «Акпатыра» началась уже на новом уровне профессионализма – премьера состоялась 21 февраля 1969 года. Опера была поставлена уже не в 4-х, а в 3-х действиях. Дирижер – Гавриил Федорович Таныгин, режиссер – Роман Александрович Розенберг, художник Алла Николаевна Гзыло и Игорь Мошкевич. В их решении синее небо и могучее дерево, противостоящее бурям, отражали главную идею постановки: несломленный народ и светлое будущее. Акпатыр – Арсений Венедиктов, Эвай – Михаил Аверченко, Эвика – Лидия Ковалева, Сави – Константин Райданов, Марфа – Галина Усенкова. В 1970 г. за создание и постановку оперы «Акпатыр» самой первой Государственной премии Марийской АССР, учреждённой к 50-летию образования республики, были удостоены композитор Э. Сапаев (посмертно), дирижёр Г. Таныгин, солисты А. Венедиктов и Л. Ковалева.
9 марта 1974 г. режиссер С. И. Иванов создает новую редакцию «Акпатыра». Опера сокращена на треть, что сильно отразилось на ее масштабности, превратив героический материал в бытовую драму. Партии исполняли: Акпатыр – Вадим Воронцов, Арсений Венедиктов, Эвай – Анатолий Шурыгин, Эвика – Надежда Ковалева, Сави – Юрий Тупиков, Владимир Добрынин, Марфа – Елизавета Коновалова.
22 февраля 1976 г. опера «Акпатыр» впервые прозвучала на русском языке. Режиссер Владимир Ниссонович Шкаровский, перевод на русский язык Голякова. 28 февраля того же года опера в этом виде прозвучала в последний раз.
21 ноября 1979 г. режиссер марийского драматического театра Сара Степановна Кириллова ставит «Акпатыра», вернув многие купюры, в том числе 3 картину. Народ становится главным действующим лицом, что придает опере эпичность и динамику развития действия. Критики отмечали высокий уровень мастерства хора (хормейстер Антонина Васильевна Вдовина), оркестра (дирижер Вадим Венедиктов), лаконичное и выразительное художественное оформление (художник Раиса Сергеевна Чебатурина). Главные партии исполняли: Акпатыр – Арсений Венедиктов, Станислав Павленко, Эвика – Надежда Ковалева, Инна Мосалева, Светлана Сушкина, Эвай – Анатолий Шурыгин, Владимир Костенко, Сави – Владимир Добрынин, Владимир Серегин, Марфа – Елизавета Коновалова, Светлана Сушкина.
29 октября 1992 г. свою режиссерскую редакцию оперы представил режиссер Олег Геннадьевич Иркабаев, художник – Леон Аршакович Тирацуян, дирижер – Гавриил Федорович Таныгин. Реализм постановки сделал героев прошлого актуальными в современности, события неспокойного времени пугачевских войн были сопоставимы с ситуацией России 90-х. Акпатыр – Вячелсав Созонов, Арсений Венедиктов, Владислав Калашников, Эвай – Алекасандр Швед, Эвика – Лидия Бочкарева, Людмила Ушакова, Сави – Владимир Добрынин, Марфа – Светлана Сушкина.
«Акпатыр» долгое время был спектаклем, которым открывался каждый театральный сезон.
Следующую постановку в 4 июля 2011 г. создали режиссер, сценограф, Сергей Иванович Шепелёв, дирижер Иван Ильич Егоров, художник по костюмам – Татьяна Васильевна Изычева, хореограф – Екатерина Михайловна Парчинская (Санкт-Петербург). Акпатыр – Александр Вахрамеев, Эвика – Екатерина Ефремова, Эвай – Олег Логинов, Сави – Александр Швед, Марфа – Любовь Добрынина.
В 2017 г. в рамках фестиваля «Летние сезоны» опера была дана на берегу реки Арда, в туристическом комплексе «Раздолье» (Килемарский район РМЭ). Природа стала одним из главных действующих лиц эпического полотна. Акпатыр – Владислав Калашников, Эвай – Александр Столбов, Эвика – Елена Никтина, Марфа – Любовь Добрынина, Сави – Олег Логинов.