Лауреат премии правительства Российской Федерации
Имени Фёдора Волкова за вклад в развитие театрального искуства
Конкурс артистов в оркестре театра:
14
апреля 2020
Театр в Энциклопедии. "Иисус Христос - суперзвезда".
Премьера рок-оперы Э. Уэббера, Т. Райса «Иисус Христос – суперзвезда» (перевод Я. Кеслера) состоялась 30 марта 2017 г. Художественный руководитель и режиссер постановки Константин Анатольевич Иванов, режиссер-постановщик Надежда Ивановна Репьева, дирижер – Григорий Вячеславович Архипов, хормейстер Ольга Константиновна Жилинская, хореограф Денис Маратович Фейзов, сценограф Борис Исакович Голодницкий, художник по костюмам Татьяна Васильевна Изычева. Эта премьера стала знаковой для театра, для зрителей и для культурной жизни Республики Марий Эл. В постановке Марийского государственного театра оперы и балета им. Э. Сапаева «Иисус Христос – суперзвезда» – это грандиозное полотно, где драматический накал заставляет трепетать зрителя. Масштабность декораций, свет, звучание оркестра и великолепный вокал солистов – все слилось в едином порыве искусства. Это спектакль о человеческих страстях, о сомнениях, об изменчивости толпы и о человеке, взявшем на себя крест служения людям и Богу. Люди – вот главная проблема жизни, именно они творят Ад, Ад на земле. Об этом и текст оперы, это ярко выражено в музыке, и современная хореография – contemporary dance – ассиметричная, асинхронная еще больше подчеркивает эти человеческие черты.
На сцене грандиозные золотые ворота на третьем плане, богато и детально декорированные, они и вход в Иерусалим, и в храм, и в Царство Божие; выкатываемое периодически колесо – метательное орудие или орудие для пыток(?), которое крутил человек, находящийся внутри; 4-е высокие многоуровневые площадки (вышки), обмотанные шипастыми стеблями – тернием, своим расположением они создавали декорации того или иного места действия. Даже семисвечник в храме/базаре был в 2 раза выше человеческого роста. Все гигантское, давящее человека, жалкого не только на фоне этих декораций, но жалкого самого по себе, со своими сомнениями, неверием и мелкими страстями.
В постановке все массовые сцены (по мизансценам, костюмам, пластике, замирании в стоп-кадрах) отсылают нас к шедеврам мировой художественной культуры. Сцены с нищими и калеками сошли с картин И. Босха. Магдалина и женщины, поющие колыбельную и омывающие лицо и руки Христа, напоминали картины снятия с креста. Тайная вечеря, которой начиналось второе действие, было точной копией монументальной росписи кисти Леонардо да Винчи.
Один из главных главный персонажей рок-оперы стала толпа. Хор театра в рок-опере раскрыл все свои возможности: вокальное мастерство, пластические данные, артистизм каждого, создающий общий образ. Он стал главным действующим лицом массовых сцен, которых в спектакле немало. И эти сцены были такими же масштабными, как и декорации: задействованы хор, балет, дети из хореографической школы. И когда в финале все уходят в открытые ворота, подняв глаза к небу, на котором глаза, глаза неземные, в них боль, печаль за человечество, и в то же время взгляд их мягкий и всепрощающий, то эта процессия бесконечна, люди идут и идут, свет гаснет, оркестр смолкает, а людской поток не прекращается…
Бессмертная музыка рок-оперы звучала в спектакле Марийского театра оперы и балета не фонограммой. Ее исполнял оркестр театра, дополненный бас- и соло-гитарой, а также органом. Его звучание поражало мощью, сыгранностью. Григорий Архипов создавал оркестровку частично сам, и сочетание классики и рока в звучании оркестра неимоверно сильно воздействовало на зрителей.
Главные партии исполнили: Иисус – Рушан Шайбеков, Иуда – Алексей Чистяков, Мария Магдалина – Анна Фомичева.
В 2018 г. рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» завоевала Гран-при фестиваля «Йошкар-Ола театральная».
На сцене грандиозные золотые ворота на третьем плане, богато и детально декорированные, они и вход в Иерусалим, и в храм, и в Царство Божие; выкатываемое периодически колесо – метательное орудие или орудие для пыток(?), которое крутил человек, находящийся внутри; 4-е высокие многоуровневые площадки (вышки), обмотанные шипастыми стеблями – тернием, своим расположением они создавали декорации того или иного места действия. Даже семисвечник в храме/базаре был в 2 раза выше человеческого роста. Все гигантское, давящее человека, жалкого не только на фоне этих декораций, но жалкого самого по себе, со своими сомнениями, неверием и мелкими страстями.
В постановке все массовые сцены (по мизансценам, костюмам, пластике, замирании в стоп-кадрах) отсылают нас к шедеврам мировой художественной культуры. Сцены с нищими и калеками сошли с картин И. Босха. Магдалина и женщины, поющие колыбельную и омывающие лицо и руки Христа, напоминали картины снятия с креста. Тайная вечеря, которой начиналось второе действие, было точной копией монументальной росписи кисти Леонардо да Винчи.
Один из главных главный персонажей рок-оперы стала толпа. Хор театра в рок-опере раскрыл все свои возможности: вокальное мастерство, пластические данные, артистизм каждого, создающий общий образ. Он стал главным действующим лицом массовых сцен, которых в спектакле немало. И эти сцены были такими же масштабными, как и декорации: задействованы хор, балет, дети из хореографической школы. И когда в финале все уходят в открытые ворота, подняв глаза к небу, на котором глаза, глаза неземные, в них боль, печаль за человечество, и в то же время взгляд их мягкий и всепрощающий, то эта процессия бесконечна, люди идут и идут, свет гаснет, оркестр смолкает, а людской поток не прекращается…
Бессмертная музыка рок-оперы звучала в спектакле Марийского театра оперы и балета не фонограммой. Ее исполнял оркестр театра, дополненный бас- и соло-гитарой, а также органом. Его звучание поражало мощью, сыгранностью. Григорий Архипов создавал оркестровку частично сам, и сочетание классики и рока в звучании оркестра неимоверно сильно воздействовало на зрителей.
Главные партии исполнили: Иисус – Рушан Шайбеков, Иуда – Алексей Чистяков, Мария Магдалина – Анна Фомичева.
В 2018 г. рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» завоевала Гран-при фестиваля «Йошкар-Ола театральная».