Русский
Марийский государственный академический
ТЕАТР ОПЕРЫ и БАЛЕТА им. Эрика Сапаева
+7 (8362) 64-19-52
Телефон кассы
Январь 01 02 08 09 10 14 20 21 27 28 29 30 31
Февраль 03 04 06 10 11 14 17 18 20 24 25 26
Ноябрь 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 30
Декабрь 05 06 07 09 10 12 14 16 17 19 20 23 26 30 31
Январь 01 02 08 09 10 14 20 21 27 28 29 30 31
Февраль 03 04 06 10 11 14 17 18 20 24 25 26
Ноябрь 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 30
Декабрь 05 06 07 09 10 12 14 16 17 19 20 23 26 30 31
Орган и марийские гусли6+
Концерт в 1-м отделении
Эсмеральда12+
Ц.Пуни
Балет в 2-х актах
Любовь к трём апельсинам12+
С. Прокофьев
Опера-фарс в 2-х актах
Здравствуйте, я ваша тётя!12+
О. Фельцман
Музыкальная комедия в 2-х актах
Здравствуйте, я ваша тётя!12+
О. Фельцман
Музыкальная комедия в 2-х актах
Волшебный посох0+
Г. Архипов
Музыкальная сказка в 2-х актах
Волшебный посох0+
Г. Архипов
Музыкальная сказка в 2-х актах
Волшебный посох0+
Г. Архипов
Музыкальная сказка в 2-х актах
Рок в опере12+
Встречаем старый Новый год!
Новогоднее музыкальное шоу в 2-х отделениях
Рок в опере12+
Встречаем старый Новый год!
Новогоднее музыкальное шоу в 2-х отделениях
Рок в опере12+
Новогоднее музыкальное шоу в 2-х отделениях
Рок в опере12+
Новогоднее музыкальное шоу в 2-х отделениях
Рок в опере12+
Новогоднее музыкальное шоу в 2-х отделениях
Бах и Гендель12+
Вечер органной музыки в 1-м отделении
Зимние пейзажи12+
Вечер органной музыки в 1-м отделении
В ожидании рождества12+
Вечер органной музыки в 1-м отделении
Органный фейерверк12+
Вечер органной музыки в 1-м отделении
На сцене Штраус, Кальман и Легар12+
Вечер оперетты в 2-х отделениях
Торжественный вечер, посвященный Юбилею Государственного ансамбля танца "Марий Эл"12+
В 2-х отделениях
Волшебный посох0+
Г. Архипов
Музыкальная сказка в 2-х актах
Щелкунчик0+
П. Чайковский
Балет в 2-х актах
Щелкунчик0+
П. Чайковский
Балет в 2-х актах
Щелкунчик0+
П. Чайковский
Балет в 2-х актах
Щелкунчик0+
П. Чайковский
Балет в 2-х актах
Щелкунчик0+
П. Чайковский
Балет в 2-х актах
На подмостках сцены12+
Д. Ленский
Водевиль в 2-х актах
На подмостках сцены12+
Д. Ленский
Водевиль в 2-х актах
На подмостках сцены12+
Д. Ленский
Водевиль в 2-х актах
Травиата12+
Дж. Верди
Опера в 2-х актах
Аида12+
Дж. Верди
Опера в 2-х актах
Аида12+
Дж. Верди
Опера в 2-х актах
Сокровище бразилии0+
И. Ипатов
Музыкальная сказка в 2-х актах
Чиполлино0+
К. Хачатурян
Балет в 2-х актах
Василиса Прекрасная0+
Н. Римский-Корсаков
Балет в 2-х актах
Баронесса Лили12+
Й. Хуска
Оперетта в 2-х актах
Баронесса Лили12+
Й. Хуска
Оперетта в 2-х актах
Баядера12+
И. Кальман
Оперетта в 2-х актах
Иисус Христос-суперзвезда12+
Э. Уэббер
Рок-опера в 2-х актах
Бременские Музыканты6+
Г. Гладков
Мюзикл в 2-х актах
Бременские Музыканты6+
Г. Гладков
Мюзикл в 2-х актах
Бременские Музыканты6+
Г. Гладков
Мюзикл в 2-х актах
Бременские Музыканты6+
Г. Гладков
Мюзикл в 2-х актах
Стихия романтизма12+
Вечер органной музыки в 1-м отделении
Музыка королевских дворцов12+
Вечер органной музыки в 1-м отделении
Готическая симфония12+
Вечер органной музыки в 1-м отделении
Лебединое озеро6+
П. Чайковский
Балет в 2-х актах
Летучая мышь12+
И. Штраус
Оперетта в 2-х актах
Летучая мышь12+
И. Штраус
Оперетта в 2-х актах
Следствие ведет Кот в сапогах3+
Е. Шашин
Музыкальный детектив в 2-х актах
Юнона и Авось12+
А. Рыбников
Рок-опера в 2-х актах
Юнона и Авось12+
А. Рыбников
Рок-опера в 2-х актах
Кармен12+
Ж. Бизе
Опера в 2-х актах
Евгений Онегин12+
П. Чайковский
Опера в 2-х актах

Риголетто

Композитор - Джузеппе Верди
Премьера - 20 февраля 2016 года

Создание этой оперы знаменовало новый этап в творчестве композитора. В ее основе — драма В. Гюго, запрещенная к постановке. Чтобы добиться разрешения австрийской цензуры, авторам пришлось согласиться на изменения: Франциск I, король Франции, превратился в герцога Мантуанского и соответственно были переименованы остальные персонажи. Сила же социального обличения не уменьшилась, оттого что король был «разжалован» в герцоги. В музыкальной драматургии противопоставлены фигуры распутного, легкомысленного, живущего только ради наслаждения властителя Мантуи и обездоленного шута. Верди рисует свои персонажей в движении, развитии. Шут Риголетто, издевавшийся над горем графа Монтероне, чью дочь обесчестил герцог, испытывает то же отчаяние, что и осмеянный им старик. Риголетто-шут превращается в страдающего отца.

Отвергая переделки, внесенные в либретто под давлением цензуры, Верди страстно защищал свою концепцию. Не только цензура, но и директор театра, в котором предполагалась постановка оперы, сомневался в возможности появления на сцене страдающего горбуна. «Поющий горбун? — писал Верди. — Почему же нет? Будет ли это впечатляющим? Этого я не знаю; но если этого не знаю я, то этого не знают и те, кто предложил это изменить. Я же как раз нахожу заманчивым изобразить это действующее лицо внешне уродливым и нелепым и внутренне страстным и полным любви». Если контраст внешности и внутреннего мира Трибуле у Гюго носил характер романтического противопоставления, то Верди утверждал принцип реализма, создавая новый для оперного искусства образ.

Музыка Верди полна глубокого драматизма, ярко контрастна, психологически глубока. Каждый из персонажей — законченный образ, требующий от исполнителя высокого певческого и сценического мастерства. Вокальные номера (арии) неразрывно связаны с драматическим действием и вне его меняют свой характер. Так, создав в IV д. эффектную песенку Герцога, эту проповедь бездумного наслаждения, Верди возражал против исполнения ее вне сцены, указывая на то, что в этом случае она из изобличения Герцога превращается в его защиту. По-новому трактованы ансамбли. Ничего подобного квартету IV д., где сталкиваются четыре различных характера, оперное искусство еще не знало. А. Серов писал: «На весах строжайшей музыкальной оценки квартет из „Риголетто“... по драматической правде и по обольстительной прелести звукосочетания должен занимать одно из высших мест всей оперной литературы».

С первой же постановки опера имела большой успех, возраставший от спектакля к спектаклю, вскоре появилась на сценах других итальянских театров (нередко под другими названиями — «Вискарделло», «Клара Пертская»), а затем перешагнула границы Италии. Она была поставлена в 1852 г. в Вене, затем в Пеште, Праге, Лондоне. Итальянские труппы разнесли ее славу по всему миру. В Париже «Риголетто» увидел свет рампы только в 1857 г. из-за протеста Гюго, возмущенного искажением текста своей драмы. Однако, услышав оперу, писатель был восхищен музыкой, в особенности квартетом.

В России «Риголетто» был впервые исполнен артистами Императорской итальянской оперы в Петербурге 31 января 1853 г. Цензура подозрительно отнеслась к сюжету и долго не допускала шедевр Верди на русскую сцену (спектакли итальянцев из-за высоких цен посещала преимущественно привелегированная публика). 20 октября 1859 г. состоялось первое исполнение отечественными певцами — в Москве, на сцене Большого театра, на итальянском языке. На русском языке «Риголетто» прозвучал впервые в Петербурге 6 ноября 1878 г. Позднее в главных партиях выступали И. Мельников, Б. Корсов, Л. Яковлев (Риголетто); Е. Мравина (Джильда); М. Каменская (Маддалена) и др. Опера быстро сделалась репертуарной. Среди лучших ее исполнителей — М. Баттистини, П. Хохлов, И. Тартаков, Г. Бакланов, Т. Гобби, Ал. Иванов (Риголетто); Н. Фигнер, Л. Собинов, Д. Смирнов, Э. Карузо, Дж. ди Стефано, Л. Паваротти, И. Козловский, С. Лемешев (Герцог); Л. Липковская, А. Нежданова, А. Галли-Курчи, Т. даль Монте, М. Каллас (Джильда). Неревзойденным исполнителем партии Спарафучиле остался Ф. Стравинский. Значительным явлением была постановка К. Станиславского. «Риголетто» — одно из самых популярных произведений в репертуаре музыкального театра.

Риголетто
Краткое содержание
1 акт, 1 картина
Празднество во дворце герцога Мантуанского. В беседе герцог упоминает о прекрасной незнакомке, встреченной им в церкви, и говорит, что не прочь завязать с ней роман. Марулло, в отсутствие шута Риголетто, сообщает собравшимся, что у того есть любовница. 
Герцог ухаживает за женой графа Чепрано. Риголетто советует герцогу похитить графиню, а мужа отправить в тюрьму или убить. Чепрано, услышав разговор, приходит в бешенство. Риголетто зло насмехается над ним. Группа придворных, не раз слышавших от шута оскорбительные насмешки, договаривается отомстить ему. Чепрано приглашает придворных явиться к нему с оружием.
Появляется старый граф Монтероне, чью дочь обесчестил герцог. Шут насмехается над ним. Старик произносит гневную речь и проклинает Риголетто и герцога. Шут смущен и напуган проклятием Монтероне; обескуражены и разгневаны все собравшиеся. Герцог приказывает взять старца под стражу.
2 картина 
Вечером на улице к Риголетто обращается бандит Спарафучиле, предлагая свои услуги наёмного убийцы. Шут узнаёт у разбойника, как его можно найти в случае надобности, убийца уходит.
Из дома выходит девушка и бросается шуту на грудь. Из разговора выясняется, что это Джильда, дочь Риголетто, которую придворные ошибочно посчитали его возлюбленной, единственное любимое им на свете существо. Шут, беспокоясь за её честь, запрещает ей покидать дом, а служанке приказывает никому не отпирать двери.
За забором прячется герцог: Джильда – та самая незнакомка, которая приглянулась ему в церкви, и он решил проследить, где она живёт. После ухода Риголетто Джильда признается служанке, что ей также понравился при встрече красивый юноша, более того – она испытывает к нему любовь. Услышав это, герцог появляется перед Джильдой, представившись бедным студентом. Он пылко признается ей в любви. К дому Джильды подкрадываются придворные, задумавшие отомстить Риголетто. Услышав, что кто-то приближается, Джильда с герцогом расстаются.
В это время Риголетто, терзаемый мрачными предчувствиями, возвращается и встречается с группой похитителей. Придворные обманывают его, говоря, что намерены похитить графиню Чепрано. Шут вызывается помочь им; ему надевают маску, повязав сверху платком. Джильда похищена; Риголетто, сорвав повязку, с ужасом обнаруживает пропажу дочери.
2 акт, 3 картина
Придворные радостно рассказывают герцогу, как похитили любовницу Риголетто и привезли ее в покои. Герцог отправляется к Джильде. Появляется шут. Придворные насмехаются над ним. Он в отчаянии убеждается, что участвовал в похищении собственной дочери, а сама она сейчас находится с герцогом. Риголетто требует вернуть ему дочь. Из покоев герцога выбегает Джильда; шут в тоске выслушивает её скорбное признание. Он дает клятву отомстить герцогу.
4 картина
К Спарафучиле приходит герцог, теперь он увлечен Маддаленой, сестрой бандита. Зная об этом, Риголетто приводит сюда Джильду; она убеждается в измене возлюбленного. Шут отсылает ее, переодетую в мужской костюм, в Верону. Риголетто остается, чтобы заплатить Спарафучиле за убийство. Начинается гроза. Маддалена, очарованная герцогом, уговаривает брата пощадить его, а вместо него убить первого, кто постучится в дверь. Этот разговор слышит Джильда; она по-прежнему любит герцога. Джильда готова отдать жизнь для его спасения; она смело входит в дом бандита. Гроза стихает. Возвращается Риголетто. Спарафучиле выносит мешок с мёртвым телом. Шут торжествует. Собираясь бросить труп в воду, Риголетто с ужасом слышит весёлую песенку герцога. Он открывает мешок и видит умирающую дочь.
Действующие лица и исполнители
Герцог Мантуанский
Спарафучиле
Кавалер Марулло
Маттео Борса
Графиня Чепрано
Граф Монтероне
Владимир Александров
Паж герцогини
Придворные - артисты хора