Марийский государственный академический театр оперы и балета им. Э. Сапаева после такого долго перерыва встретился со зрителем! Открылся 53-й театральный сезон, начался XVIII фестиваль в честь Галины Улановой. И как начался!!! Премьера балета Б. Асафьева «Бахчисарайский фонтан» (автор хореографии, постановщик, автор либретто Константин Иванов) стала просто фурором! Зрители долго и восторженно выражали свои эмоции. Театр видит перед собой новые горизонты и семимильными шагами движется к ним. Это не просто гран балет, – это торжество искусства!
Художественное оформление Владимира Королева – это не обычная сценография и костюмы, это особая балетная партия. На сцене живет все: каждая складочка платья, каждый сантиметр декорации. И это не вычурная красота, пространство наполнено смыслом. Статуи-кариатиды в польском замке шепчут о заключенных в гарем девушках. Веера в ханских покоях рассказывают о порабощении Гиреем земель от Китая до Европы. Костюмы наложниц говорят об их разных национальностях. И журчит настоящий фонтан… Его журчание сливается с оркестром (дирижер Григорий Архипов), который звучит настолько разнообразно, что кажется, в нем играет сама жизнь. А соло инструментов так следуют за артистами, как будто само их движение рождает музыку.
«Бахчисарайский фонтан» – балет-трагедия. И это даже не трагедия сожженной Польши, разлученных возлюбленных Марии (Кристина Михайлова) и Станислава (Артем Веденкин), забытой жены хана Заремы (Екатерина Байбаева). Это личная трагедия хана Гирея (Константин Иванов), разросшаяся до масштабов вселенной. Любовь спалила его, как он палил целые страны.
Константин Иванов в партии всевластного хана! Как давно мы не видели его на сцене! Помните «Лебединое озеро»? Этот белый развивающийся плащ на прекрасном юноше, блестящем артисте? Помните, как он выбегал на сцену в поисках возлюбленной? Такие моменты трудно забыть. И вот он вновь на сцене. И его неподдельные эмоции, его горящий взгляд, жест руки – все это завораживает и притягивает так, что невозможно оторвать глаз. Его энергетика поглотила зал в мгновение ока. А напряженный, дикий танец необузданных татар стал для него обрамлением, подчеркивающим эту власть не только над персонажами балета, но и над зрителями. Константин Иванов создал очень сложный образ властителя. Вот он поднимает с пола и прогоняет нелюбимую Зарему – он холоден и безжалостен, но это в финале сцены, а сначала он колеблется, он пытается найти в сердце былую любовь к первой жене. Но ее там нет. Любовь к Марии как ураган ворвалась в его сердце, и этот ураган унес прежние чувства. Юная полячка не отвечает хану взаимностью, и видно, что он готов силой взять ее, приказать, но гневный порыв вдруг тонет в неописуемой нежности, в трепетном преклонении. Каждое пластическое движение Константина Иванова способно передать даже самые тонкие чувственные грани. И это при том, что «Бахчисарайский фонтан» марийского театра – это не драмбалет, это хореографическая классика. И эта невероятная способность движением сказать все – это и есть Константин Иванов!
В такого хана нельзя не влюбиться – и это тоже становится смыслом спектакля, потому что в душе Марии Гирей не вызвал ответных чувств. Он верна жениху, она выше диких татар, она не может простить ему испепеленную родину. Мария в исполнении Кристины Михайловой не изнеженная и избалованная кисейная барышня. Она сильна духом. И переходы от нежности к Станиславу к противостоянию Гирею у нее видны в каждом тонком пальчике. Изящество и хрупкость Марии – лишь видимость, ее взгляд способен обдать хана таким холодом, что он не в силах подойти к ней.
Зарема, напротив, – само воплощение огня во всем: в любви к Гирею, в настойчивости быть с ним, в страстной ревности и отсутствующей грани между мольбой и занесенным кинжалом. Екатерина Байбаева – это балерина богатой палитры эмоций. Ее глаза имеют миллионы оттенков, могут выразить бесконечное множество состояний. И она не играет, она действительно проживает свои партии.
«Бахчисарайский фонтан» состоялся! Можно еще много говорить о постановке, ведь здесь мы подробно не описали танцевальное и художественное великолепие массовых сцен, уделили мало внимания технике артистов. Попросим это сделать театроведов, театральных критиков, Мастеров: Валерию Иосифовну Уральскую и Александра Игоревича Максова, которые приехали на наш фестиваль.