Да! Свершилось! Марийская музыкальная сцена ждала такой грандиозной постановки давно.
Наш мир стремительно меняется и классика порой нуждается в новом вздохе, в новом взгляде. «Кармен» Ж. Бизе режиссера, балетмейстера Николая Маркелова (г. Ижевск) на сцене Марийского государственного театра оперы и балета им. Э. Сапаева – это не просто опера, это сплетение мыслей, образов, смыслов, которые когда-либо вкладывались в это произведение. Здесь опера, балет и даже прозаический текст слились в единое пространство собственного мира – мира театра, где Кармен – актриса, мечтающая о славе и большой сцене. И как мир театра – мир этой Кармен – это мир населенный многими людьми, персонажами. Все они разные, у каждого сложная собственная жизнь, и в каждом солисте, артисте балета, хора читалась своя история, каждый был личностью, составляющей толпу, которая славит и свергает, восторгается и проклинает. Мир «Кармен» полон страсти, ненависти, любви. Театральные интриги, жизненные коллизии – все смешалось на подмостках огромного мира-театра, где зритель видит свое искаженное отражение в зеркале-рампе (художник Сергей Новиков, г. Санкт-Петербург) и становится одним из участников действия.
Лаконичная цветовая гамма в великолепных декорациях и костюмах: красное с небольшим количеством оттенков, серое, белое и черное, четко отражает эмоциональное состояние героев и смысл каждой сцены, которые продуманы и выстроены в отношениях до мелочей. Свет усиливает воздействие и без того глубоко влияющей музыки Жоржа Бизе и сюжета Проспера Мериме. Свет то льется лучами, то резко выхватывает главных героев и превращает толпу в фотографии, тени и живописные полотна, то вдруг бьет красным, заливая кровью все пространство.
Масштаб постановки впечатляет, смелость решения поражает. Как давно хотелось увидеть солистов в ином свете, когда они драматически существуют, при этом профессионально ведя свои вокальные партии. И здесь это удалось в полной мере. Артисты-герои исполняют партии естественно, не выходя постоянно на зрителя и дирижера, они ложатся, встают, садятся, дерутся, обнимаются, и зритель видит в них не просто исполнителей, но живых людей, которых терзают подлинные чувства.
Кармен (Любовь Добрынина), страстная, наглая, манящая; ее меццо-сопрано пленяет не только Хозе и Эскамильо, но и зрителей. Ее движения – концентрированная любовь, витальная и зовущая, даже веер нужен ей не только для того, чтобы обмахиваться, но для того, чтобы выразить эту необузданную женскую природу.
Хозе (Дмитрий Семкин) тоже страстен, но терзаем совестью, долгом, мучим любовью светлой и любовью дьявольской. Его великолепное вокальное исполнение – это выражения разрыва его души: он то нежен и трепетен, то груб и жесток и не может противостоять чувствам.
Микаэла (Алина Полевая), вопреки привычному решению этой партии в этом спектакле далеко не «голубая героиня». И пусть она чиста, по сравнению с Кармен, что подчеркивают ее белые одежды, но и в ней есть та страсть, которая живет в Кармен. Микаэла даже способна лгать. Рассказывая Хозе о матери, зовущей его домой, она на самом деле пытается увести его с собой. И все это звучит в исполнении солистки: она тихо и нежно берет низы, эмоционально выплескиваясь на верхах партии.
Эскамильо (Иван Шонин) решен в холодно-сдержанной манере, но, самовлюбленный и знающий себе цену, он тоже горит той страстью, которой заражает все вокруг роковая Карменсита.
Оркестровое звучание (дирижер Григорий Архипов) было совершенно неотделимо от действия, вокала и хореографии. Казалось, что музыка Бизе плотно и навсегда спаяна со всеми составляющими спектакля. И знакомые мелодии арий Эскамильо, Хозе и Кармен звучали по-иному, наполнялись новыми смыслами, давали подтексты. Оркестр не просто звучал, но тоже любил, мучился, страдал и ненавидел.
Эмоциональность, масштаб, красота, необычность – можно много эпитетов подобрать к премьере, состоявшейся сегодня в театре. Зритель увидел новую «Кармен», «Кармен» настоящего времени.
Когда рождаются такие спектакли, то сразу после просмотра очень сложно собрать чувства и мысли воедино, чтобы выразить все в словах, поэтому более подробно о потрясающей премьере читайте во втором выпуске журнала о театральной жизни республики «ТеатрЭл», который в скором времени увидит свет.