Лауреат премии правительства Российской Федерации
Имени Фёдора Волкова за вклад в развитие театрального искуства
Конкурс артистов в оркестре театра:
29
апреля 2020
Театр в Энциклопедии. Алла Александрова.
Александрова Алла (Альбина) Яковлевна (род.17.12.1948) – солистка балета, балетмейстер, педагог, лауреат Государственной премии МАССР (1973), заслуженная артистка МАССР (1973), заслуженная артистка РСФСР (1980), орден «Знак Почета» (1986), народная артистка РМЭ (2004).
Легенда Марийского балета. Первая прима-балерина театра. Родилась в в Мурманске в семье военнослужащего. В 8 лет впервые увидела балет – это был спектакль «Лебединое озеро» П.Чайковского. Впечатление было настолько сильным и ярким, что она решила стать балериной. В 1957 г., когда семья переехала в г. Йошкар-Ола, здесь, в Доме пионеров, она начала посещать танцевальный кружок. В 1960 г. была отобрана по конкурсу для обучения в Ленинградском хореографическом училище им. А. Я. Вагановой. Когда начался дипломный курс, перед выпускниками встал вопрос, где продолжить свою карьеру. По окончании учебы в 1968 году по приглашению министра культуры МАССР А. Краснова Алла Александрова пришла в труппу открывающегося Марийского музыкально-драматического театра.
Уже первая роль Барышни в одноактном балете Д. Шостаковича «Барышня и хулиган» вызвала у зрителей неподдельный интерес к балерине: она сумела выразить характер своей героини не только хореографическим языком, но и сем своим естеством. В первых сезонах театра она танцевала и в других одноактных спектаклях – «Ромео и Джульетта» П. Чайковского (на музыку увертюры), «Штраусиана», но наиболее полно ее талант раскрылся в балете «Жизель» А. Адана, премьера которого прошла в марте 1972 г. Слушатели и критики отметили драматический талант Аллы Яковлевны: ее Жизель легка, грациозна, шаловлива в 1-ом акте спектакля, а позже – хрупка, невесома, надломлена.
Характер дарования А. Александровой – лиричный, светлый. Созданные ею образы отличались хрустальной чистотой и трепетностью. Она станцевала большое количество партий как классического, так и современного балетного репертуара – Одетта-Одиллия в «Лебедином озере» и Маша в «Щелкунчике» П. Чайковского, Ева в «Сотворении мира» А. Петрова, Валентина в «Ангаре» А. Эшпая и др.
В каждой героине балерина старалась высветить некие глубинные черты их характера, подчеркивала индивидуальность, при этом танец ее всегда был полетным, одухотворенным, выразительным. За партию Эрики в первом марийском балете «Лесная легенда» А. Александрова была удостоена Госпремиии МАССР и звания «Заслуженный артист МАССР». Также впечатляли ее Ольга в «Прерванном празднике» А. Луппова, Сото в «Живом камне» А. Яшмолкина.
Танцевала балерина легко, с упоением. Зрители шли исключительно на Аллу Александрову.
После окончания сольной карьеры в 1990 г. она стала работать преподавателем и заведующей Хореографическим отделение в ДШИ им. П. Чайковского, в театре «Водевиль». По приглашению заведующего балетной труппой театра К. А. Иванова с 2000 г. вернулась в театр в качестве балетмейстера-репетитора.
Алла Александрова часто выступает и в роли балетмейстера-постановщика. Хореография в операх и опереттах: «Бабий бунт» Е. Птичкина, «Бал в «Савойе» П. Абрахама, «Пиковая дама» П. Чайковского, («Летучая мышь» И. Штрауса, «Проделки Ханумы» Г. Канчели, «Viva la mamma!» Г. Доницетти и других. В 2011 г. с успехом прошла премьера балета «Кармен-сюита» Ж. Бизе-Р. Щедрина в постановке Александровой.
Алла Александрова всегда активно принимает участие в общественной деятельности культуры республики, с 1984 по 1991 была Председателем Марийского отделения Союза театральных деятелей РФ, и вновь является им в настоящее время.
Легенда Марийского балета. Первая прима-балерина театра. Родилась в в Мурманске в семье военнослужащего. В 8 лет впервые увидела балет – это был спектакль «Лебединое озеро» П.Чайковского. Впечатление было настолько сильным и ярким, что она решила стать балериной. В 1957 г., когда семья переехала в г. Йошкар-Ола, здесь, в Доме пионеров, она начала посещать танцевальный кружок. В 1960 г. была отобрана по конкурсу для обучения в Ленинградском хореографическом училище им. А. Я. Вагановой. Когда начался дипломный курс, перед выпускниками встал вопрос, где продолжить свою карьеру. По окончании учебы в 1968 году по приглашению министра культуры МАССР А. Краснова Алла Александрова пришла в труппу открывающегося Марийского музыкально-драматического театра.
Уже первая роль Барышни в одноактном балете Д. Шостаковича «Барышня и хулиган» вызвала у зрителей неподдельный интерес к балерине: она сумела выразить характер своей героини не только хореографическим языком, но и сем своим естеством. В первых сезонах театра она танцевала и в других одноактных спектаклях – «Ромео и Джульетта» П. Чайковского (на музыку увертюры), «Штраусиана», но наиболее полно ее талант раскрылся в балете «Жизель» А. Адана, премьера которого прошла в марте 1972 г. Слушатели и критики отметили драматический талант Аллы Яковлевны: ее Жизель легка, грациозна, шаловлива в 1-ом акте спектакля, а позже – хрупка, невесома, надломлена.
Характер дарования А. Александровой – лиричный, светлый. Созданные ею образы отличались хрустальной чистотой и трепетностью. Она станцевала большое количество партий как классического, так и современного балетного репертуара – Одетта-Одиллия в «Лебедином озере» и Маша в «Щелкунчике» П. Чайковского, Ева в «Сотворении мира» А. Петрова, Валентина в «Ангаре» А. Эшпая и др.
В каждой героине балерина старалась высветить некие глубинные черты их характера, подчеркивала индивидуальность, при этом танец ее всегда был полетным, одухотворенным, выразительным. За партию Эрики в первом марийском балете «Лесная легенда» А. Александрова была удостоена Госпремиии МАССР и звания «Заслуженный артист МАССР». Также впечатляли ее Ольга в «Прерванном празднике» А. Луппова, Сото в «Живом камне» А. Яшмолкина.
Танцевала балерина легко, с упоением. Зрители шли исключительно на Аллу Александрову.
После окончания сольной карьеры в 1990 г. она стала работать преподавателем и заведующей Хореографическим отделение в ДШИ им. П. Чайковского, в театре «Водевиль». По приглашению заведующего балетной труппой театра К. А. Иванова с 2000 г. вернулась в театр в качестве балетмейстера-репетитора.
Алла Александрова часто выступает и в роли балетмейстера-постановщика. Хореография в операх и опереттах: «Бабий бунт» Е. Птичкина, «Бал в «Савойе» П. Абрахама, «Пиковая дама» П. Чайковского, («Летучая мышь» И. Штрауса, «Проделки Ханумы» Г. Канчели, «Viva la mamma!» Г. Доницетти и других. В 2011 г. с успехом прошла премьера балета «Кармен-сюита» Ж. Бизе-Р. Щедрина в постановке Александровой.
Алла Александрова всегда активно принимает участие в общественной деятельности культуры республики, с 1984 по 1991 была Председателем Марийского отделения Союза театральных деятелей РФ, и вновь является им в настоящее время.