Лауреат премии правительства Российской Федерации
Имени Фёдора Волкова за вклад в развитие театрального искуства
Конкурс артистов в оркестре театра:
07
мая 2020
Театр в Энциклопедии. Арсений Венедиктов.
Венедиктов Арсений Андреевич (02.01.1935-31.01.2014) – баритон, лауреат Государственной премии МАССР (1970), заслуженный артист МАССР (1970), народный артист МАССР (1977), заслуженный артист РСФСР (1982).
Родился в д. Цыганово Горномарийского района. С детства Арсений всерьез хотел стать музыкантом, играл на гармошке. Выучив около 200 песенных мелодий на гармошке, он поехал поступать в музыкальное училище. Его зачислили в класс тромбона.
Однажды директор училища А. П. Куприянов, услышав, как он поет, поразился его голосу и предложил ему перевестись на вокальное отделение. Так он стал учеником в вокальном классе Л. К. Краснова. Из других преподавателей особенно тепло вспоминал позже А. Венедиктов Анастасию Васильевну Александрову. В 1963 г. поступил в Ленинградскую консерваторию и учился в классе А. П. Прониной. Во время учебы Арсений подрабатывал в Кировском театре оперы и балета: в оркестровой яме музыкантам переворачивал ноты.
Начало творческого пути выпускника консерватории совпало с организацией музыкального театра в Йошкар-Оле в 1968 г. Первой ролью молодого певца стал Акпатыр в одноименной первой марийской опере Э. Сапаева (на премьере этой оперы в 1963 г. он пел в хоре). Эта партия надолго потом ассоциировалась именно с Арсением Андреевичем: его статная фигура и твердый баритон соответствовали известному марийскому богатырю. С другой стороны, для самого певца Акпатыр стал самым любимым оперным героем.
Следующими крупными его работами были Шарплес («Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини), Евгений Онегин в одноименной опере П. Чайковского и Григорий Веткан во второй марийской опере «Элнет» И. Молотова. Мягкий и звучный голос, динамически гибкий и ровный во всех регистрах, благородный тембр с сочными оттенками, гордая посадка головы, незаурядные внешние данные – вот отличительные черты его артистического амплуа.
Всего в репертуаре певца более 20 партий. Каждую из них он готовил долго и тщательно. Образы его персонажей различны и порой прямо противоположны, но всегда сценически убедительны – это коварный и жестокий Скарпиа в «Тоске» Дж. Пуччини, придворный шут и одновременно горячо любящий отец Риголетто в одноименной опере Д. Верди. Такой же любящий отец, но лишь внешне благородный, Жорж Жермон в опере «Травиата» Дж. Верди, неугомонный Фигаро в «Севильском цирюльнике» Дж. Россини; баритональные партии в «Паяцах» Р. Леонковалло. Наиболее сильной стороной его трактовки героев являлась их лирическая окрашенность.
Среди других ролей артиста – герои оперетт: Шумилев («Кен`еж йÿд» Н. Арбана), Фэри («Сильва», «Марица» И.Кальмана), Орловский, Оманай (Летучая мышь», «Цыганский барон» И. Штрауса) и другие. Последним большим спектаклем стала «Летучая мышь» 27 декабря 1990 г.
Родился в д. Цыганово Горномарийского района. С детства Арсений всерьез хотел стать музыкантом, играл на гармошке. Выучив около 200 песенных мелодий на гармошке, он поехал поступать в музыкальное училище. Его зачислили в класс тромбона.
Однажды директор училища А. П. Куприянов, услышав, как он поет, поразился его голосу и предложил ему перевестись на вокальное отделение. Так он стал учеником в вокальном классе Л. К. Краснова. Из других преподавателей особенно тепло вспоминал позже А. Венедиктов Анастасию Васильевну Александрову. В 1963 г. поступил в Ленинградскую консерваторию и учился в классе А. П. Прониной. Во время учебы Арсений подрабатывал в Кировском театре оперы и балета: в оркестровой яме музыкантам переворачивал ноты.
Начало творческого пути выпускника консерватории совпало с организацией музыкального театра в Йошкар-Оле в 1968 г. Первой ролью молодого певца стал Акпатыр в одноименной первой марийской опере Э. Сапаева (на премьере этой оперы в 1963 г. он пел в хоре). Эта партия надолго потом ассоциировалась именно с Арсением Андреевичем: его статная фигура и твердый баритон соответствовали известному марийскому богатырю. С другой стороны, для самого певца Акпатыр стал самым любимым оперным героем.
Следующими крупными его работами были Шарплес («Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини), Евгений Онегин в одноименной опере П. Чайковского и Григорий Веткан во второй марийской опере «Элнет» И. Молотова. Мягкий и звучный голос, динамически гибкий и ровный во всех регистрах, благородный тембр с сочными оттенками, гордая посадка головы, незаурядные внешние данные – вот отличительные черты его артистического амплуа.
Всего в репертуаре певца более 20 партий. Каждую из них он готовил долго и тщательно. Образы его персонажей различны и порой прямо противоположны, но всегда сценически убедительны – это коварный и жестокий Скарпиа в «Тоске» Дж. Пуччини, придворный шут и одновременно горячо любящий отец Риголетто в одноименной опере Д. Верди. Такой же любящий отец, но лишь внешне благородный, Жорж Жермон в опере «Травиата» Дж. Верди, неугомонный Фигаро в «Севильском цирюльнике» Дж. Россини; баритональные партии в «Паяцах» Р. Леонковалло. Наиболее сильной стороной его трактовки героев являлась их лирическая окрашенность.
Среди других ролей артиста – герои оперетт: Шумилев («Кен`еж йÿд» Н. Арбана), Фэри («Сильва», «Марица» И.Кальмана), Орловский, Оманай (Летучая мышь», «Цыганский барон» И. Штрауса) и другие. Последним большим спектаклем стала «Летучая мышь» 27 декабря 1990 г.