Русский
Марийский государственный академический
ТЕАТР ОПЕРЫ и БАЛЕТА им. Эрика Сапаева
+7 (8362) 64-19-52
Телефон кассы
Май 01 06 07 08 13 14 16 20 21 23 24 27 31
Июнь 02 03 04 06 07 10 11 17 18 22 24 25 28 30
Сентябрь 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 26 27 28 29 30
Успех. Театр. Будущее6+
Концерт к 10-летию современного здания театра
в 2-х отделениях
Евгений Онегин16+
А. Пушкин
Сцены из романа в 2-х частях
Евгений Онегин16+
А. Пушкин
Сцены из романа в 2-х частях
Амадей16+
Сценическая версия Сергея Плотова
В 2-х действиях
Амадей16+
Сценическая версия Сергея Плотова
В 2-х действиях
Граф Люксембург12+
Ф. Легар
Оперетта в 2-х актах
Три Мушкетёра12+
В. Качесов
Мюзикл в 2-х актах
Три Мушкетёра12+
В. Качесов
Мюзикл в 2-х актах
Буратино0+
Г. Архипов
Мюзикл в 2-х актах
Буратино0+
Г. Архипов
Мюзикл в 2-х актах
Хрустальный дворец12+
А. Шор
Балет в 2-х актах
Хрустальный дворец12+
А. Шор
Балет в 2-х актах
Бременские музыканты6+
Г. Гладков
Мюзикл в 2-х актах
Бременские музыканты6+
Г. Гладков
Мюзикл в 2-х актах
Пасхальный концерт6+
в 1-м отделении
Веселая вдова12+
Ф. Легар
Оперетта в 2-х актах
Веселая вдова12+
Ф. Легар
Оперетта в 2-х актах
Здравствуйте, я ваша тетя!12+
О. Фельцман
Музыкальная комедия в 2-х актах
Евгений Онегин12+
П. Чайковский
Опера в 2-х актах
Юнона и Авось12+
А. Рыбников
РОК-ОПЕРА в 2-х актах
Юнона и Авось12+
А. Рыбников
РОК-ОПЕРА в 2-х актах
Ангелы и демоны12+
Вечер органной музыки в 1-м отделении
Лебединое озеро6+
П. Чайковский
Балет в 2-х актах
Хиты эпохи барокко12+
Вечер органной музыки в 1-м отделении
Война и мир12+
В. Овчинников
Балет в 2-х актах
Война и мир12+
В. Овчинников
Балет в 2-х актах
Концерт с участием солистов Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Марии Пахарь и Петра Соколова12+
Концерт в 1-м отделении
Всемарийский детский хор, Всемарийский детский симфонический оркестр0+
Концерт в 1-м отделении
Всемарийский детский хор, Всемарийский детский симфонический оркестр0+
Концерт в 1-м отделении
Акпатыр12+
Э. Сапаев
Эпическое действо на просторах туристского комплекса "Раздолье" Входные билеты
Следствие ведет Кот в сапогах3+
Е. Шашин
Музыкальный детектив в 2-х актах
Следствие ведет Кот в сапогах3+
Е. Шашин
Музыкальный детектив в 2-х актах
Майская ночь12+
Н. Римский-Корсаков
Опера в 2-х актах
Бахчисарайский фонтан12+
Б. Асафьев
Балет в 2-х актах
Лебединое озеро12+
П. Чайковский
Балет в 2-х актах
Ромео и Джульетта12+
С. Прокофьев
Балет в 2-х актах
ауреат премии правительства Российской Федерации
Конкурс артистов в оркестре театра
Театр в Энциклопедии. Национальные балеты.
18 апреля 2020
Театр в Энциклопедии. Национальные балеты.
3 мая 1978 года после триумфа «Лесной легенды» театр ставит новый балет Анатолия Борисовича Луппова «Прерванный праздник» о подвиге партизанки Ольги Тихомировой. Балетмейстер Михаил Петрович Мурашко, либретто Макса Майна, дирижер Вадим Николаевич Венедиктов, художник Раиса Сергеевна Чебатурина.
Музыка балета очень реальна, она – музыка, звучащая в жизни, использованы народные мелодии, особенно их много в сцене праздника (1 акт). Использован прием лейтмотивов героев и ситуаций и их сквозное развитие через весь балет. Хореография не была классической, она также была приближена к народной, бытовой и была зримо символичной. Весь балет стал противостоянием Жизнь и Смерти. Эта же идея была отражена в костюмах и декорациях.
Ольга – Алла Александрова, Миклай – Владимир Кузьминых. В спектакле были заняты артисты ансамбля «Марий Эл» и учащиеся хореографической студии при театре.
11 апреля 1985 г. состоялась премьера балета марийского композитора Алексея Кирилловича Яшмолкина «Живой камень». Балетмейстер, автор либретто (совместно с Александром Сергеевичем Николаевым) Лев Елисеевич Бородулин, дирижер В. Н. Венедиктов, художник Леон Аршакович Тирацуян.
В основу балета легли несколько легенд: «Живой камень», «Дочь неба» и др. В трудные времена встает богатырь из могилы на защиту своей земли. Живой камень – символ бессмертия народа.
Враждуют племена Белого лося и Степного коня, и племя Степного коня порабощает племя Белого лося. Но дочь вождя южан Сото помогает бежать сыну порабощенного вождя – Янгану. Молодые влюбляются, Акманай дает согласие на брак дочери для укрепления мира. Влюбленная в Янгана Чанга против этого брака, вместе с Илмаром, военачальником Акманая, влюбленным в Сото. В поединке Чанга набрасывает на Янагана платок и Илмар убивает юношу на поляне с Живым камнем, на котором его и хоронят. Прошли годы и два племени вновь столкнулись в единоборстве, но из Живого камня встает Янган. Илмар бросает меч и бежит. Сото с сыном Янгана выходит вперед и воины бросают мечи к его ногам. Не будет больше распрей и войн.
Музыка в «Живом камне» не только создает сценическое действие, она – основа раскрытия характеров. Музыкальная палитра весьма разнообразна, мелодические рисунки прописаны четко, не заслоняя собой соединение. Она легко переложима на язык танца, в ней ощущается легкость сценического дыхания. И музыка, и хореография балета построены на антитезе: противостояние добра и зла, любви и коварства, силы и нежности. Лексика танца тесно сплавлена с пантомимой, она характерна, четко выражает состояние героев. Национально колоритны свадебные женские танцы. Суровые и выразительные декорации передавали дух далекой героической эпохи, красоту марийской земли, но зримого образа живого камня не было. Главные партии исполняли: Сото – Алла Александрова, Янган – Владимир Кузьминых, Чанга – Ольга Комлева, Аскар – Василий Ялпаев.
25 ноября 1987 г. театр вновь обратился к творчеству Анатолия Луппова – балет «Замок Шеремета». Балетмейстер, автор либретто Анатолий Алексеевич Голышев, консультант по марийской хореографии Александр Акимович Чеботкин, дирижер В. Н. Венедиктов, сценограф Л. А. Тирацуян, художник по костюмам Татьяна Васильевна Мартынюк (Изычева).
В основу были положены марийские легенды «Конец Тукана», «Чоткар-патыр», о женщине, замурованной в стене Шереметевского замка, а также исторические факты о жестокости его владельца по отношению к людям.
Вувер живет в замке Шеремета, опустошая селения горных мари, угнетая народ. В одном из селений живет прекрасная Юкчи, влюбленная в Юаная, Вувер приметил ее и отправил своего прислужника Тукана-Шеремета украсть ее. Юанай пытается спасти возлюбленную, но его хватают и хотят казнить. Есть у злодея волшебный мешок – чондай, где он хранит души порабощенных людей, в нем и его смерть. Юкчи бросается к чондаю, чтобы погубить Шеремета, но и она схвачена, дан приказ замуровать ее в стене замка. Мать Юкчи Нидуш решает заменить дочь в страшной каре. Начинают закладывать стену, но как бы не старались злые силы, женщина все равно видна, и вдруг отделяется от стены белый лебедь, взлетает и призывает обездоленный и бесправный народ отомстить за свои беды и страдания, и народ поднимается на борьбу.
Хореографическая лексика балета была необычна и многообразна, в нее была вплетена и марийская танцевальная культура; каждый персонаж наделен своими пластическими характеристиками, развивающимися по мере сюжета. Сценография таинственная и символичная, доминантой в ней был замок, нависающий своими громадами над людьми, но затем «зарастающий» лесом к финалу балета, как символ победы над злыми силами.
Вувер – Роман Аникин, Василй Ялпаев, Юкчи – Алла Александрова, Наталья Усачева, Юанай – Владимир Кузьминых, Владимир Морозков, Тукан-Шеремет – Александр Мурзин, Нидуш – Ольга Комлева, Людмила Голышева.