Лауреат премии правительства Российской Федерации
Имени Фёдора Волкова за вклад в развитие театрального искуства
Конкурс артистов в оркестре театра:
08
мая 2020
Театр в Энциклопедии. Вадим Венедиктов.
Венедиктов Вадим Николаевич (07.12.1937-05.05.2020) – дирижер, заслуженный деятель искусств МАССР (1979), заслуженный деятель искусств РСФСР (1986), лауреат Государственной премии МАССР (1980), кавалер «Ордена Почета» (2008), лауреат Государственной премии Волгоградской области (2011) лауреат Государственной премии города-героя Волгограда (2013).
Родился в г. Кировграде Свердловской области. Окончив Казанское музыкальное училище (класс фагота), поступил в Казанскую консерваторию. В 1966 г. получил квалификацию как артист оркестра, в 1972 г. – оперного и симфонического дирижера (класс народного артиста СССР Н. Г. Рахлина). Работал в Казани, Омске, а с 1974 г. – в музыкальном театре Йошкар-Олы.
Начало его работы как главного дирижера театра (с 1976 г.) можно назвать новым этапом в жизни самого театра. Значительно расширился и обогатился репертуар театра: появились новые классические и современные постановки. Вадим Николаевич всегда сам загорался идеей композитора и умел зажечь этой идеей всех участников ставящегося спектакля: музыкантов, певцов, артистов балета. Темпераментный и артистичный дирижер, он чувствовал каждый инструмент оркестра и одновременно голос певца на сцене, чтобы вовремя усилить или выделить его. При нем просветительская деятельность оркестра стала неотъемлемой частью культурной жизни республики и города. Программы концертов театрального оркестра стали включать не только популярные произведения, но и сложнейшие симфонические партитуры: симфонии, концерты С. Рахманинова, П. Чайковского, В. Моцарта, Ф. Шуберта, В. Калинникова, Д. Шостаковича, И. Брамса, А. Хачатуряна и многие другие классические произведения.
Большой заслугой В. Венедиктова стала активная пропаганда национальной марийской музыки. В концертах не раз исполнялись сочинения Я. Эшпая, К. Смирнова, Л. Сахарова, Э. Сапаева. Это стимулировало творческую активность более молодых авторов, которые стали активно создавать оркестровые произведения, ориентируясь именно на данный коллектив, его солистов и дирижера.
Большая творческая дружба связывала В. Венедиктова и руководимый им коллектив с известным отечественным композитором, нашим земляком А. Эшпаем. Творческие вечера композитора, часто сопровождаемые премьерами его сочинений, проходили не раз на сцене марийского театра и в концертном зале музыкального училища.
Еще в студенческие годы Вадим Николаевич увлекся эстрадной и джазовой музыкой. Позже в концерты своего оркестра он не раз включал сочинения Дж. Гершвина, Л. Бернстайна, К. Портера. Он сам делал некоторые обработки в этой манере и даже сочинял небольшие пьесы. Все это обогатило репертуар оркестра и расширило круг слушателей.
В 1989 году В. Венедиктов уехал работать в Волгоградский академический симфонический оркестр, создал Оперную антрепризу. Но у нас в городе не раз выступал в качестве дирижера оркестра, а в период 1999-2000 гг. был художественным руководителем театра оперы и балета им. Э. Сапаева. Затем работал главным дирижером Волгоградского музыкального театра.
Родился в г. Кировграде Свердловской области. Окончив Казанское музыкальное училище (класс фагота), поступил в Казанскую консерваторию. В 1966 г. получил квалификацию как артист оркестра, в 1972 г. – оперного и симфонического дирижера (класс народного артиста СССР Н. Г. Рахлина). Работал в Казани, Омске, а с 1974 г. – в музыкальном театре Йошкар-Олы.
Начало его работы как главного дирижера театра (с 1976 г.) можно назвать новым этапом в жизни самого театра. Значительно расширился и обогатился репертуар театра: появились новые классические и современные постановки. Вадим Николаевич всегда сам загорался идеей композитора и умел зажечь этой идеей всех участников ставящегося спектакля: музыкантов, певцов, артистов балета. Темпераментный и артистичный дирижер, он чувствовал каждый инструмент оркестра и одновременно голос певца на сцене, чтобы вовремя усилить или выделить его. При нем просветительская деятельность оркестра стала неотъемлемой частью культурной жизни республики и города. Программы концертов театрального оркестра стали включать не только популярные произведения, но и сложнейшие симфонические партитуры: симфонии, концерты С. Рахманинова, П. Чайковского, В. Моцарта, Ф. Шуберта, В. Калинникова, Д. Шостаковича, И. Брамса, А. Хачатуряна и многие другие классические произведения.
Большой заслугой В. Венедиктова стала активная пропаганда национальной марийской музыки. В концертах не раз исполнялись сочинения Я. Эшпая, К. Смирнова, Л. Сахарова, Э. Сапаева. Это стимулировало творческую активность более молодых авторов, которые стали активно создавать оркестровые произведения, ориентируясь именно на данный коллектив, его солистов и дирижера.
Большая творческая дружба связывала В. Венедиктова и руководимый им коллектив с известным отечественным композитором, нашим земляком А. Эшпаем. Творческие вечера композитора, часто сопровождаемые премьерами его сочинений, проходили не раз на сцене марийского театра и в концертном зале музыкального училища.
Еще в студенческие годы Вадим Николаевич увлекся эстрадной и джазовой музыкой. Позже в концерты своего оркестра он не раз включал сочинения Дж. Гершвина, Л. Бернстайна, К. Портера. Он сам делал некоторые обработки в этой манере и даже сочинял небольшие пьесы. Все это обогатило репертуар оркестра и расширило круг слушателей.
В 1989 году В. Венедиктов уехал работать в Волгоградский академический симфонический оркестр, создал Оперную антрепризу. Но у нас в городе не раз выступал в качестве дирижера оркестра, а в период 1999-2000 гг. был художественным руководителем театра оперы и балета им. Э. Сапаева. Затем работал главным дирижером Волгоградского музыкального театра.