Лауреат премии правительства Российской Федерации
Имени Фёдора Волкова за вклад в развитие театрального искуства
Конкурс артистов в оркестре театра:
19
июня 2020
Театр в Энциклопедии. Юрий Тупиков.
Тупиков Юрий Александрович (род. 27.09.1928) – тенор, заслуженный артист МАССР (1991).
Родился в г. Троицк Челябинской области. Окончил вокальное отделение Челябинского музыкального училища в 1947 г.
Параллельно учебе подрабатывал в местном театре оперы и балета им. М. И. Глинки. Сначала пел в хоре, а со временем ему стали поручать небольшие сольные партии: Ерошки в «Князе Игоре» А. Б ородина, Бобыля в «Снегурочке» Н. Римского-Корсакова, Гастона в «Травиате» и Борсы в «Риголетто» Дж. Верди. Выступал и как танцор: партия Нурали в «Бахчисарайском фонтане» Б. Асафьева.
В 1969 г. по приглашению руководителя ансамбля песни и танца «Марий Эл» вместе с женой, певицей Н. Т. Ковалевой, приехал в Йошкар-Олу и сначала работал в ансамбле, но очень скоро перешел в музыкальный театр.
Далее начался период поисков, странствий Ю. Тупикова: с 1971 г. работал в Оренбургском театре музыкальной комедии, затем в Чебоксарском театре оперы и балета, но уже в 1973 г. вновь вернулся в Йошкар-Олу и в этом городе, театре остался навсегда.
Дебютными партиями певца стали Повстанец, Вестовой и Сави в первой марийской опере «Акпатыр» Э. Сапаева. Позже – партия Антона в «Элнете» И. Молотова, Горо в «Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини, Трике в «Евгении Онегине» и оруженосец Альмерик в «Иоланте» П. Чайковского, Беппо в «Паяцах» Р. Леонковалло, Борса и Марулло в «Риголетто» Дж. Верди.
Более всего его привлекали острохарактерные роли, комедийные, буффонные персонажи, которые давали возможность проявить себя в качестве драматического актера. Здесь важно все: вокал, дикция, мимика, жесты, пластика, а также слаженное чувство партнерства. Партий было много и часто они повторялись ежесезонно, но каждый раз актер искал что-то новенькое, «дорабатывал» образ, выдумывал различные «кунштюки» для своих персонажей.
Среди любимых партий Бони в «Сильве» и Зупан в «Марице» И. Кальмана, Фальк в «Летучей мыши» И. Штрауса, князь Фремчику в «Графе Люксембурге» Ф. Легара. Всего около 150 ролей сыграно им в театре. Работал в театре до 2016 г.
Ю. А. Тупиков активно участвовал в многочисленных концертах, как в городе, так и в районах республики.
Позже работал в качестве ассистента режиссера, помогая молодым исполнителям «входить в роль».
Родился в г. Троицк Челябинской области. Окончил вокальное отделение Челябинского музыкального училища в 1947 г.
Параллельно учебе подрабатывал в местном театре оперы и балета им. М. И. Глинки. Сначала пел в хоре, а со временем ему стали поручать небольшие сольные партии: Ерошки в «Князе Игоре» А. Б ородина, Бобыля в «Снегурочке» Н. Римского-Корсакова, Гастона в «Травиате» и Борсы в «Риголетто» Дж. Верди. Выступал и как танцор: партия Нурали в «Бахчисарайском фонтане» Б. Асафьева.
В 1969 г. по приглашению руководителя ансамбля песни и танца «Марий Эл» вместе с женой, певицей Н. Т. Ковалевой, приехал в Йошкар-Олу и сначала работал в ансамбле, но очень скоро перешел в музыкальный театр.
Далее начался период поисков, странствий Ю. Тупикова: с 1971 г. работал в Оренбургском театре музыкальной комедии, затем в Чебоксарском театре оперы и балета, но уже в 1973 г. вновь вернулся в Йошкар-Олу и в этом городе, театре остался навсегда.
Дебютными партиями певца стали Повстанец, Вестовой и Сави в первой марийской опере «Акпатыр» Э. Сапаева. Позже – партия Антона в «Элнете» И. Молотова, Горо в «Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини, Трике в «Евгении Онегине» и оруженосец Альмерик в «Иоланте» П. Чайковского, Беппо в «Паяцах» Р. Леонковалло, Борса и Марулло в «Риголетто» Дж. Верди.
Более всего его привлекали острохарактерные роли, комедийные, буффонные персонажи, которые давали возможность проявить себя в качестве драматического актера. Здесь важно все: вокал, дикция, мимика, жесты, пластика, а также слаженное чувство партнерства. Партий было много и часто они повторялись ежесезонно, но каждый раз актер искал что-то новенькое, «дорабатывал» образ, выдумывал различные «кунштюки» для своих персонажей.
Среди любимых партий Бони в «Сильве» и Зупан в «Марице» И. Кальмана, Фальк в «Летучей мыши» И. Штрауса, князь Фремчику в «Графе Люксембурге» Ф. Легара. Всего около 150 ролей сыграно им в театре. Работал в театре до 2016 г.
Ю. А. Тупиков активно участвовал в многочисленных концертах, как в городе, так и в районах республики.
Позже работал в качестве ассистента режиссера, помогая молодым исполнителям «входить в роль».