Русский
Марийский государственный академический
ТЕАТР ОПЕРЫ и БАЛЕТА им. Эрика Сапаева
+7 (8362) 64-19-52
Телефон кассы
Январь 01 02 08 14 15 16 20 21 27 28 30
Февраль 03 04 06 10 11 17 18 24 25 29
Ноябрь 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 25 26 27 28
Декабрь 03 10 11 12 17 19 23 24 26
Январь 01 02 08 14 15 16 20 21 27 28 30
Февраль 03 04 06 10 11 17 18 24 25
Ноябрь 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 25 26 27 28
Декабрь 03 10 11 12 17 19 23 24 26
25 лет профессиональной балетной школе Марий Эл. "Fatum танца"6+
в 2-х отделениях
Красная Жизель12+
П. Чайковский, А. Шнитке, Ж. Бизе
Балет в 2-х актах
Красная Жизель12+
П. Чайковский, А. Шнитке, Ж. Бизе
Балет в 2-х актах
Летучая мышь12+
И. Штраус
ОПЕРЕТТА в 2-х актах
Летучая мышь12+
И. Штраус
ОПЕРЕТТА в 2-х актах
Джакомо Пуччини. Музыка в письмах12+
"Шепот, робкое дыханье..."12+
Екатерина Великая12+
В. Беседина
Опера в 2-х актах
Екатерина Великая12+
В. Беседина
Опера в 2-х актах
Не надо печалиться6+
Памяти Роберта Рождественского
Музыка эпохи барокко6+
Вечер классической вокальной музык6+
Арии из классических опер и оперетт, романсы
Робин Гуд12+
Е. Загот
Мюзикл в 2-х актах
Робин Гуд12+
Е. Загот
Мюзикл в 2-х актах
Граф Люксембург12+
Ф. Легар
Оперетта в 2-х актах
Корсар6+
А. Адан
Балет в 2-х актах
Рождественский орган6+
Вечер органной музыки в 1-м отделении
Три Мушкетёра12+
В. Качесов
Мюзикл в 2-х актах
Флория Тоска12+
Дж. Пуччини
Опера в 2-х актах
Буратино0+
Г. Архипов
Мюзикл в 2-х актах
Буратино0+
Г. Архипов
Мюзикл в 2-х актах
Красная Жизель12+
П. Чайковский, А. Шнитке, Ж. Бизе
Балет в 2-х актах
Щелкунчик0+
П. Чайковский
Балет в 2-х актах
Театр. Вечер. Саксофон6+
Концерт в 2-х отделениях
Тариф "Новогодний" от МГАТОиБ. В Новый год только с нами!12+
Телефонно-музыкальная феерия в 2-х отделениях
Щелкунчик0+
П. Чайковский
Балет в 2-х актах
Тариф "Новогодний" от МГАТОиБ. В Новый год только с нами!12+
Телефонно-музыкальная феерия в 2-х отделениях
Тариф "Новогодний" от МГАТОиБ. В Новый год только с нами!12+
Телефонно-музыкальная феерия в 2-х отделениях
Тариф "Новогодний" от МГАТОиБ. В Новый год только с нами!12+
Телефонно-музыкальная феерия в 2-х отделениях
Тариф "Новогодний" от МГАТОиБ. В Новый год только с нами!12+
Телефонно-музыкальная феерия в 2-х отделениях
Бременские музыканты6+
Г. Гладков
Мюзикл в 2-х актах
Бременские музыканты6+
Г. Гладков
Мюзикл в 2-х актах
Бременские музыканты6+
Г. Гладков
Мюзикл в 2-х актах
Бременские музыканты6+
Г. Гладков
Мюзикл в 2-х актах
Рождественский концерт6+
Концерт в 1-м отделении
Здравствуйте, я ваша тетя!12+
О. Фельцман
Музыкальная комедия в 2-х актах
Веселая вдова12+
Ф. Легар
Оперетта в 2-х актах
Веселая вдова12+
Ф. Легар
Оперетта в 2-х актах
Здравствуйте, я ваша тетя!12+
О. Фельцман
Музыкальная комедия в 2-х актах
Аида12+
Дж. Верди
Опера в 2-х актах
Веселая вдова12+
Ф. Легар
Оперетта в 2-х актах
Евгений Онегин12+
П. Чайковский
Опера в 2-х актах
Юнона и Авось12+
А. Рыбников
РОК-ОПЕРА в 2-х актах
Беда от нежного сердца12+
В. Соллогуб
КОМЕДИЯ-ВОДЕВИЛЬ в 2-х актах
Мадам Баттерфляй12+
Дж. Пуччини
Опера в 2-х актах
Романтическое путешествие12+
Вечер органной музыки в 1-м отделении
Колокола соборов Европы12+
Вечер органной музыки в 1-м отделении
Волшебный посох0+
Г. Архипов
Музыкальная сказка в 2-х актах
Волшебный посох0+
Г. Архипов
Музыкальная сказка в 2-х актах
Волшебный посох0+
Г. Архипов
Музыкальная сказка в 2-х актах
Баядера12+
И. Кальман
Оперетта в 2-х актах
Любовь к трем апельсинам12+
С. Прокофьев
ОПЕРА-ФАРС в 2-х актах
Величие барокко12+
Вечер органной музыки в 1-м отделении
Шесть веков органной музыки12+
Вечер органной музыки в 1-м отделении
Бах и Вивальди12+
Вечер органной музыки в 1-м отделении
Торжество токкаты12+
Вечер органной музыки в 1-м отделении
Летучий корабль0+
М. Дунаевский
Музыкальная сказка в 2-х актах
Щелкунчик0+
П. Чайковский
Балет в 2-х актах
Летучий корабль0+
М. Дунаевский
Музыкальная сказка в 2-х актах
Лебединое озеро6+
П. Чайковский
Балет в 2-х актах
Щелкунчик0+
П. Чайковский
Балет в 2-х актах
Щелкунчик0+
П. Чайковский
Балет в 2-х актах
Щелкунчик0+
П. Чайковский
Балет в 2-х актах
Щелкунчик0+
П. Чайковский
Балет в 2-х актах
Щелкунчик0+
П. Чайковский
Балет в 2-х актах
Василиса Прекрасная0+
Н. Римский-Корсаков
Балет в 2-х актах
Василиса Прекрасная0+
Н. Римский-Корсаков
Балет в 2-х актах
Юнона и Авось12+
А. Рыбников
Рок-опера в 2-х актах
Ромео и Джульетта12+
С. Прокофьев
Балет в 2-х актах
Ромео и Джульетта12+
С. Прокофьев
Балет в 2-х актах
ауреат премии правительства Российской Федерации
Конкурс артистов в оркестре театра
Этапы творческого пути

В области развития оперного и балетного искусства, пропаганды достижений мировой и национальной культуры Республики Марий Эл ведущее место в г.Йошкар-Оле занимает Марийский государственный академический театр оперы и балета имени Эрика Сапаева.

В 2018 году театр отметил свой полувековой юбилей со дня основания. Несмотря на свой молодой возраст, театр имеет свою богатую историю.

Зарождение театрального искусства

В 1968 году важным событием в культурной жизни республики стало создание объединенного Марийского музыкально-драматического театра. Благодаря наличию музыкального театра открылись широкие возможности для пропаганды мирового, отечественного театрального искусства, а также для развития марийского национального оперного и балетного искусства.

Известно, что еще в 20-х годах ХХ столетия молодой марийский композитор И. С. Ключников-Палантай собирался написать «хоровую оперу», а Я.Эшпай и К.Смирнов стремились написать оперы «Мирон Мумарин» и «Арслан». Однако написать первую марийскую оперу «Акпатыр» удалось лишь в 1961 году молодому композитору, тогда выпускнику Казанской консерватории Эрику Сапаеву, ученику известного педагога, профессора, народного артиста СССР, композитора Н. Г. Жиганова.

Акпатыр — первая национальная опера

Важной вехой в становлении музыкального, а затем и оперного театра стала постановка первой марийской героико-романтической оперы «Акпатыр», написанной по одноименной драме классика марийской литературы С. Г. Чавайна, повествующей о легендарном человеке, мужественном и стойком воине Акпатыре, предводителе повстанцев, борющемся с оружием в руках с царизмом за счастье своего народа в период времен Пугачевского восстания.

Первая опера «Акпатыр» вошла в золотой фонд профессионального марийского музыкального искусства, ставшей национальной гордостью народа мари, премьера которой состоялась в 1963 году. В рождении первой оперы принимали участие режиссер Иванов С.И., дирижер Таныгин Г.Ф., балетмейстер А. Ф. Нарыков, дирижер-хормейстер Б. А. Резников, хормейстеры Н. А. Емельянов, Т. П. Манакова, художник В.Скляр. Главные партии исполняли выпускники Горьковской консерватории, солисты Б.Артемьев/Акпатыр/ и Т.Лабутина/Эвика/, т. к. к тому времени еще не было своих национальных кадров.

Постановка первой оперы создавалась объединенными усилиями артистов драматического театра, вокальной студии при театре, Марийского государственного ансамбля песни и пляски, учащихся и преподавателей музыкального училища им. И. С. Палантая, а также участников художественной самодеятельности города.

«Акпатыр» скорее напоминает народную драму-эпопею, потому возникают ассоциации с «Иваном Сусаниным» и «Борисом Годуновым». … Основой и примером в работе над оперой для Сапаева стала русская опера XIX века, а в ней — традиции Глинки и Мусоргского…

Марийская песня очень близка русской. И в «Акпатыре» Э.Сапаеву удалось без труда органично слить ее с основой русской классической оперы. Монологи, ансамбли героев «Акпатыра» вокальны и широко распевны. И вначале спектакль в Йошкар-Оле слушаешь как классическую русскую оперу. Но вот появляется хор. Марийские девушки неподвижно сидят на сцене и поют медленную тягучую песню. Батраки неторопливо возвращаются с полевых работ — звучит задумчивое двухголосье/ двухголосье — основная особенность марийской песни/.

Есть в этих хорах какая-то первозданная безыискусственность, очень далекая от сознательной стилизации. Она и делает оперу национальной… И как бы ни развивалось дальше марийское музыкальное искусство, каких бы высот мастерства ни достиг оперный коллектив в Йошкар-Оле, пусть он сохранит в будущих спектаклях национальное своеобразие и непосредственность, найденные в «Акпатыре».

О первой марийской опере «Акпатыр» в статье «Своеобразие» / ж. «Театр» 1963, № с.23–24/
1968 — 1978 гг.

А вскоре в 1968 году творческое ядро молодого музыкального театра пополнилось группой выпускников Ленинградской консерватории им. Н.Римского-Корсакова — это молодые солисты А.Венедиктов, М.Аверченко, Л.Ковалева, Г. Усенкова, Г. Седов, А.Штод, В.Телегин. Также приезжают воспитанники Ленинградского хореографического училища им. А. Я. Вагановой, направленные учиться из нашей республики — это А.Александрова, В.Кузьминых, Н.Осипова, А.Ефремова, Т.Бирюкова, В.Ялпаев, а также выпускники Пермского хореографического училища. В труппу театра вошли также выпускники музыкальных и театральных училищ гг. Москвы, Краснодара, Хабаровска, Казани.

В феврале 1969 года музыкальный театр республики открыл свой первый сезон вновь национальной оперой «Акпатыр» в новой редакции режиссера театра Р. А. Розенберга, выпускника Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. В 1970 году к 50-летию образования Марийской АССР композитор, автор оперы «Акпатыр» Э.Сапаев/посмертно/, дирижер Таныгин Г.Ф., солисты А.Венедиктов и Л.Ковалева были удостоены первой Государственной премии Марийской АССР, учрежденной за постановку оперы «Акпатыр». А 26 марта 1971 года состоялась премьера второй национальной оперы «Элнет», написанной выпускником Казанской консерватории И.Молотовым, также учеником Н. Г. Жиганова, по одноименному роману С. Г. Чавайна, связанной с революционным становлением сельского учителя Веткана в исполнении солиста А.Венедиктова.

Образование Марийского музыкального театра
Здание театра им. Шкетана

В 1972 году Музыкально-драматический театр им. М.Шкетана был разделен на два театра — Марийский драматический театр и Марийский музыкальный театр Марийской АССР. Знаменательным в истории музыкального театра был 1973 год — год рождения первого национального балета «Лесная легенда», овеянная поэтическими мотивами марийского фольклора, созданный на музыку композитора А. Б. Луппова, уроженца Республики Марий Эл, заслуженного деятеля искусств РСФСР и МАССР, лауреата Государственной премии МАССР, профессора Казанской консерватории.

Либретто было написано по мотивам марийских легенд и сказок балетмейстером В.Наваевой. Спектакль был поставлен главным балетмейстером - постановщиком театра Энн Рая, уроженцем Эстонской ССР, выпускником балетного отделения Ленинградской Государственной консерватории им. Н.Римского-Корсакова, главным дирижером В. Д. Куценко, выпускником Харьковской консерватории, а сценический проект будущего балета был разработан художником театра Р.Чебатуриной. Главные партии балета исполняли артист Я.Глейзер/Аксай/, балерина А.Александрова/Эрика/, артист В.Кузьминых/Керемет/, балерина Г. Климанова/ Шайви/.

«Балет был поставлен в 1973 году. И это была какая-то сенсация. После премьеры люди стали приезжать в театр из деревень. Началось, знаете, какое-то массовое шествие на этот балет. Насколько я помню, он производил на зрителей большое впечатление…

Фольклор марийский — это что-то необыкновенное, такого нигде больше в мире нет…, интонации просто потрясающие, очень интересные, и в этом смысле прошлое марийского народа, я бы сказал, не просто талантливое, а гениальное… Балет ставил эстонский балетмейстер Энн Рая. Его постановка оказалась чрезвычайно удачной. Он познакомился со всем марийским танцевальным фольклором, к работе подошел очень серьезно.»

А.Б. Луппов, композитор балета «Лесная легенда»

Премьера новой версии балета «Лесная легенда» состоялась 19 марта 2005 года в постановке Театра оперы и балета им. Э.Сапаева и была приурочена к открытию ежегодного фестиваля «Йошкар-Ола театральная». Особое достоинство балета — это оригинальная хореография с использованием элементов марийских национальных движений.

В 2008 году балет «Лесная легенда» вновь был поставлен балетмейстером-постановщиком, заслуженным артистом РФ, народным артистом РМЭ, лауреатом Госпремии РМЭ Константином Ивановым на VI Фестивале балетного искусства в честь великой русской балерины Галины Улановой, проходившем в г. Йошкар-Оле, посвящался он 35-летию первой постановки. Балет «Лесная легенда» А.Луппова дважды удостаивался Государственной премии Республики Марий Эл и сегодня он занимает достойное место в репертуаре театра и является визитным спектаклем в пропаганде марийского национального балета.

1980—1994 гг.

Большой период в жизни Марийского музыкального театра связаны с именем Вадима Венедиктова — главного дирижера театра /1976–1989/, художественного руководителя /1999–2000/, заслуженного деятеля искусств МАССР и РСФСР, лауреата Госпремии МАССР /1980/. При нем были созданы много опер, укрепился оркестр, музыкальную жизнь города украсили симфонические концерты. Театр ставил не только оперные и балетные спектакли, но и произведения так называемого «легкого жанра» — оперетты, музыкальные комедии, мюзиклы.

Одним из первых в стране Марийский музыкальный театр осуществил постановку оперетты «Нет меня счастливей» композитора Андрея Эшпая, премьера которой состоялась в 1984 году. О большой творческой дружбе музыкального театра республики со своим знаменитым земляком, композитором, народным артистом СССР Андреем Эшпаем следует сказать особо. В репертуаре театра постоянно звучали музыкальные произведения композитора, созданные для оркестра. Театр гордился тем, что он доверил симфоническому оркестру марийского театра первое в стране исполнение Второго концерта для скрипки с оркестром /солировал заслуженный артист РСФСР Эдуард Грач/.

В 80-годы на сцене Марийского музыкального театра была осуществлена также постановка нового балета А.Эшпая «Ангара» /либретто Ю.Григоровича и В.Соколова/ по мотивам лирико-романтической пьесы А.Арбузова «Иркутская история». Это сочинение впервые увидело свет рампы в 1976 году в Большом театре СССР в постановке Юрия Григоровича. А 5 апреля 1980 года другую редакцию «Ангары» осуществил на сцене Музыкального театра Марийской АССР главный балетмейстер Куйбышевского театра оперы и балета Игорь Чернышов.

1994 — 2000 гг.

Успехи театра в постановке произведений мировой и национальной классики позволили вновь изменить его статус. Указом президента Республики Марий Эл в 1994 году Музыкальный театр Марийской АССР был преобразован в Марийский государственный театр оперы и балета имени Эрика Сапаева / в названии увековечено имя композитора Эрика Сапаева — автора первой марийской оперы «Акпатыр».

XXI век

В начале ХХI века в творческой жизни театра наступил новый этап развития оперного и балетного искусства. И это было связано с именем Константина Анатольевича Иванова, экс-премьера балета Большого театра России, уроженца г. Йошкар-Олы. Начиная с 1995 года он часто выступал на сцене нашего театра, а также с другими солистами Большого театра в дни проведения Международного фестиваля оперного и балетного искусства и республиканского «Йошкар-Ола театральная». В 1999 году по его инициативе были открыты в Йошкар-Оле отделения «хореографическое искусство» на базе Центра образования № 18 ГОУ «Лицей Баумана» и Марийского республиканского колледжа культуры и искусства им. И. С. Палантая, которые подготовили целую плеяду талантливых артистов балета. Оценив талант большого мастера балетного искусства, в 2000 году ему было предложено возглавить балетной труппой в качестве художественного руководителя, а через год — в 2001 году — был назначен самым молодым в возрасте 28 лет новым художественным руководителем всего коллектива Марийского государственного театра оперы и балета им. Э.Сапаева.

К. А. Иванов выпускник Московской академии хореографии /1992/, как артист балета, в 1996 году как педагог-репетитор, а в 2007 году он окончил Российскую академию театрального искусства /ГИТИС/ как режиссер-хореограф. Его имя широко известно в балетном мире и культурном мире России. К. А. Иванов заслуженный артист России, народный артист Республики Марий Эл, лауреат Госпремии РМЭ, кавалер ордена "За заслуги перед Марий Эл" II степени, министр культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл. 

Теперь Марийский государственный академический театр оперы и балета имени Эрика Сапаева – театр, известный и востребованный в России и за рубежом. Ему рукоплескала Франция, Германия, Италия, Мексика, Великобритания, Китай и другие страны. И везде горячий прием зрителей. Марийский театр – постоянный участник «Летних балетных сезонов» в Москве и Сочи, где гастроли проходят всегда с аншлагами, восторженными отзывами зрителей и организаторов.

В течение сезона театр в сумме, как минимум, проводит на гастролях 4 месяца, играет более 400 спектаклей. Выпускает 5-6 масштабных постановок. Участвует, помимо своих, в 4-5 оперных и балетных фестивалях. Ежегодно артисты театра выезжают на профессиональные конкурсы и никогда не возвращаются с наградами ниже бронзы.

Марийский театр – единый творческий организм с уникальной репертуарной программой. Ее диапазон охватывает музыкальные произведения, созданные в разных жанрах и в разных странах в течение многих веков и наиболее талантливые музыкальные шедевры современности. В репертуаре все классические балеты П. Чайковского, С. Прокофьева, А. Адана, Л. Минкуса, Ц. Пуни. Но репертуар богат и уникальными постановками: триптих К. Орфа «Триумфы» – марийский театр – единственный театр, имеющий в репертуаре все три балета: «Кармина Бурана», «Триумф Афродиты» и «Катулли Кармина»; балет Э. Лазарева «Мастер и Маргарита» в постановке Май-Эстер Мурдмаа; А. Глазунова «Раймонда» и Б. Асафьева «Бахчисарайский фонтан» в постановке Константина Иванова. Известнейшие балетмейстеры-постановщики Владимир Васильев, Борис Эйфман, Генрих Майоров, Тамаз Вашакидзе, Озаки Акихико, Павел Глухов, Игорь Марков воплощают в театре свои спектакли. Уникальной постановкой театра является «Лесная легенда» А. Луппова – первый национальный марийский балет. В репертуаре коллектива практически все классические оперы зарубежных и русских композиторов: Дж. Верди, Дж. Пуччини, Ж. Бизе, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, С. С. Прокофьева, лучшие оперетты и популярнейшие мюзиклы. На сцене идут такие редкие для России постановки, как опера Н. Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный» и С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам». В репертуар вошли и современные шедевры: рок-оперы «Юнона и Авось» А. Рыбникова, А. Вознесенского и «Иисус Христос – суперзвезда» Э. Уэббера, Т. Райса. С оперной труппой сотрудничают именитые дирижеры: Михаил Адамович, Валентина Йоффе, Леонардо Квадрини, Яна Латам Кёнинг.

В театре работают выпускники Московской, Санкт-Петербургской, Нижегородской, Екатеринбургской и Казанской консерваторий, а балетная труппа сегодня почти полностью состоит из выпускников открытой в 1999 году по инициативе Константина Иванова марийской балетной школы. И вряд ли найдется крупный город, в котором не знали бы о таком уникальном феномене, как марийский балет. Достижения балетной труппы ежегодно подтверждаются не только престижными гастролями, но и победами на многих самых главных балетных конкурсах и фестивалях, премиями и высокими наградами: золото на международных балетных конкурсах в Сеуле и Вене, а также на конкурсах, проводимых в России: лауреаты золотых, серебряных и бронзовых медалей Кирилл Паршин, Екатерина Байбаева, Дмитрий Коган, Максим. Новиков, Станислав Александров, Артем Веденкин, Роман Стариков, Кристина Михайлова, Елена Раськина. Марийский балет – единственная нестоличная труппа – обладатель трёх призов «Душа танца» журнала «Балет». Именно марийскую труппу приглашают представлять русский классический балет на такие престижные фестивали как Дни русского искусства в Каннах или Фестиваль русского искусства в Венеции. На зарубежных гастролях марийский балет получал высокую оценку прессы, о нем писали: «Считается одним из лучших в новом поколении классического русского театра». Театральный критик Мая Романова в одной из своих статей четко определила место марийского балета в мире: «Марийский балет. Это бренд».

О признании театра на уровне известнейших хореографов говорят премьеры последних сезонов: балет «Анюта» на музыку В. Гаврилина (премьера 2021 года), хореограф-постановщик Владимир Васильев, художник-постановщик Виктор Вольский; балет «Русский Гамлет» на музыку Л. Бетховена, Г. Малера (премьера 2022 года), хореограф-постановщик Борис Эйфман, художник-постановщик Вячеслав Окунев. Эти всем известные балетные шедевры появляются исключительно в театрах, где труппа высокопрофессиональна, а в случае с «Русским Гамлетом» - еще и готова к сложной хореографической лексике и не боится трудностей.

Коллектив театра может гордиться союзом талантливых, ярких творческих индивидуальностей. Художественный уровень театра доказывается и наличием большого числа «титулованных» артистов: заслуженные артисты России Константин Иванов, Алла Александрова; народные артисты Республики Марий Эл Ольга Комлева, Ева Коваленко, Алевтина Смирнова, Вячеслав Созонов, Владислав Калашников, Мария Максимова, Альберт Мусинский, Владимир Шабалин, Светлана Сушкина, Галина Михалина, Владимир Серегин, Надежда Репьева; заслуженные артисты Республики Марий Эл Владимир Регельский, Люция Елизарова, Василий Ялпаев, Олег Логинов, Евгений Розов, Дмитрий Коган, Кирилл Паршин, Екатерина Байбаева. 

Яркая страница в жизни театра – фестивали: в честь великой русской балерины Галины Улановой, фестиваль оперного и балетного искусства «Зимние вечера» и родившийся в 2021 году фестиваль оперного искусства им. А. Эшпая. Они привлекают в Йошкар-Олу именитых звезд, а артисты театра становятся им достойными партнерами. В фестивалях принимали участие солисты Большого театра Денис Родькин, Клим Ефимов, Агунда Кулаева, Ксения Жиганшина; театра «Кремлевский балет» Екатерина Первушина, Александра Криса, Дмитрий Прусаков, Алина Каичева; Михайловского театра Екатерина Борченко, Павел Савин; Мариинского театра Александра Хитеева, Сергей Семишкур, Ким Кимин, Павел Янковский, Оксана Скорик, Ахмед Агади; Московского музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Анджей Белецкий, Мария Пахарь, Оксана Кардаш, Иван Михалев, Николай Ерохин; театра «Геликон-опера» Игорь Морозов, Максим Перебейнос, Виталий Серебряков, Большого театра Беларуси Анастасия Москвина, Владимир Громов, Александр Михнюк.

Одним из самых любимых зрителями фестивалей уже давно стал фестиваль спектаклей под открытым небом «Летние сезоны». Столица Марий Эл – необыкновенно красивый город в центре России. В 2011 году в Царевококшайском кремле была дана опера Н. Римского-Корсакова «Царская невеста». С тех пор театр играет во всех архитектурных ансамблях города, а также на фоне Шереметевского замка (п. Юрино). С 2017 года ежегодно, как национальный бренд, на заливных лугах реки Арда в д. Алешкино Килемарского района эпично оживает первая национальная опера Э. Сапаева «Акпатыр».

Марийский государственный театр оперы и балета – одно из самых посещаемых и любимых горожанами и гостями нашего города мест. В центре Йошкар-Олы возвышается прекрасное здание нового театра, открывшего свои двери в 2014 году. Театр стал центром притяжение туристических групп: экскурсии в театр одни из самых популярных в столице РМЭ. Помимо красоты внутреннего и внешнего убранства зрителей привлекает и уникальный орган французской фирмы «Альфред Керн и сыновья». Вечера органной музыки любимы зрителями и проходят 2-3 раза в месяц.

Театр остро чувствует ритм времени, ориентируется на перспективы современной России: он активный участник федеральных программ «Культуры России», «Большие гастроли, «100 грантов Президента», «Театры малых городов», «Культура малой родины», грантов Министерства культуры РФ. В 2016 году Марийский государственный театр оперы и балета имени Э. Сапаева получил Премию Правительства России имени Федора Волкова за вклад в развитие театрального искусства; в 2018 году - театру присвоено звание "Академический", театр трижды номинирован на Национальную мексиканскую премию «Lunasdel Auditorio». Вот уже много лет подряд Марийский театр оперы и балета получает Гран-при на фестивале «Йошкар-Ола театральная», что является несомненным признанием достижений коллектива у именитых столичных театроведов и критиков. 

Новое здание театра оперы и балета им. Эрика Сапаева


— Титанический труд, заложенный Константином Ивановым, вывел Республику Марий Эл в один из крупнейших балетных центров страны, что со временем даст еще более существенные плоды. Он соединил в одном лице талантливого артиста балета, самобытного хореографа, великолепного организатора. Его энтузиазм не знает предела. Именно на таких людях держалась и держится Россия.
Е.Валукин заведующий кафедрой хореографии РАТИ-ГИТИС, народный артист России, народный артист Республик Башкортостан и Бурятии, профессор, академик, кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством»