Композитор - Джакомо Пуччини
Премьера - 2 октября 2022 г. на II фестивале оперного искусства им. А. Эшпая
Продолжительность
2 часа 20 минут
Либретто
Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза
Режиссер, художник
Сергей Шепелёв
Дирижеер
лауреат Государственной премии Республики Марий Эл Григорий Архипов
Хормейстер
заслуженный работник культуры Республики Марий Эл Ольга Жилинская
Художники по свету
Валентина Николаева, Николай Анисимов
Звукорежиссеры
Алексей Гордеев, Андрей Кузьминых
Видеоинсталляции
Максим Якимов, Алексей Гордеев
«Тоска» — одно из наиболее драматичных произведений Пуччини. Музыка ее ярко экспрессивна. Это одна из самых популярных опер мирового репертуара. На ее создание композитора вдохновила великая Сара Бернар, которую он увидел в этой роли (написанной Сарду специально для актрисы). Эта великая история любви и предательства, облаченная итальянским композитором в оперный жанр, вот уже более века не перестает бередить сердца людей по всему миру.
Флория Тоска
Краткое содержание
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
В церковь Сант-Андреа-делла-Валле пробирается бежавший из тюрьмы политический заключенный Чезаре Анджелотти, бывший консул Римской республики. Его сестра, маркиза Аттаванти, приготовила ему женскую одежду, чтобы он мог неузнанным покинуть Рим.
Появляется Ризничий, недовольный своей работой и художником Марио Каварадосси, расписывающим церковь. Приходит и сам художник. Анджелотти привлекает внимание Каварадосси. Художник готов помочь беглецу, но в церковь пришла Флория Тоска, знаменитая певица, и Анджелотти снова скрывается, забрав с собой корзинку с приготовленным для Каварадосси обедом.
Тоска пришла условиться со своим возлюбленным Марио о вечернем свидании. Донесшийся до нее шепот вызвал ревнивые подозрения. Но Каварадосси удается успокоить любимую. Вечером, после спектакля, в котором выступает Тоска, они встретятся и проведут ночь в уединенном домике. Тоска собирается уходить, когда внезапно узнает в образе Марии Магдалины маркизу Аттаванти. Ее ревность вспыхивает с новой силой, но любовь Каварадосси побеждает.
Анджелотти сообщает, что сестра приготовила для него в капелле женское платье, и вечером, переодевшись, он покинет церковь. Каварадосси предлагает ему убежище на своей вилле – в случае опасности там можно спрятаться в потайной нише колодца.
Церковь наполняется народом: в честь победы над Наполеоном готовится торжественный молебен. Появляются начальник полиции барон Скарпиа и сыщики. Они обнаруживают в капелле Аттаванти корзинку из-под еды и веер с гербом маркизы, а рядом – ее портрет в облике Марии Магдалины. Скарпиа уверен, что Каварадосси помог беглецу. В церковь возвращается Тоска. Скарпиа очень любезен, и он искусно разжигает ревность Тоски, рассчитывая, что она наведет его сыщиков на след Каварадосси и Анджелотти. Скарпиа предвкушает двойную победу. Одна – над Каварадосси и Анджелотти, другая – над Тоской, к которой он давно пылает страстью.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Скарпиа ждет Тоску. Посланный следить за Тоской Сполетта сообщает, что Тоска недолго была в доме Каварадосси, преступник Анджелотти там не найден, но арестован художник.
Допрос Каварадосси не дает результатов, и Скарпиа отдает приказ его пытать. Появляется Тоска. Стоны Каварадосси заставляют её выдать тайну. Она рассказывает Скарпиа, что Анджелотти прячется в колодце в саду Каварадосси. Скарпиа посылает Сполетту за Анджелотти. Шарроне сообщает, что битву при Маренго выиграл Наполеон. Каварадосси не скрывает радости. Скарпиа отдает приказ казнить художника.
Тоска умоляет барона освободить Каварадосси. Скарпиа, наслаждаясь ее горем, обещает помиловать художника, если Тоска станет его любовницей. Тоска вынуждена согласиться. Скарпиа приказывает расстрелять Каварадосси холостыми патронами — когда солдаты уйдут, Тоска и Каварадосси смогут бежать. Скарпиа дает Тоске пропуск, который поможет им беспрепятственно покинуть Рим. Но когда Скарпиа, открыв объятия, идет к Тоске, она вонзает нож в его грудь.
До казни Каварадосси остается час. Появляется Тоска. Она показывает Каварадосси пропуск, полученный от Скарпиа. Каварадосси утешает ее и воспевает ее смелость. Тоска рассказывает, что казнь будет не настоящей: услышав выстрелы, он должен упасть, а после ухода солдат они смогут уехать. За художником приходит тюремщик. Гремит залп, и Каварадосси падает. Уходят солдаты. Тоска бросается к Каварадосси, но он мертв.
Появляются Шарроне, Сполетта и полицейские. Убийство Скарпиа обнаружено, но Тоска не даст себя схватить: она бросается вниз.